Отмена крепостного права в России

Краевский получает благодарность от жандармов, а К. Д. Ушинский – разнос от министра просвещения и строгое указание издавать журнал «на прежних основаниях». Он не захотел этого исполнить и с 1 декабря 1861 г. перестал быть редактором журнала, тяжело переживая, что ему не удалось осуществить то, что он задумал, приступая к редактированию журнала. Всю свою кипучую энергию и свой талант он отдает педагогической работе и подготовке к изданию книги для классного чтения «Детский мир».

Между тем политические события в стране развивались, правительство тревожило нарастание крестьянских волнений, и крестьянский вопрос был решен «сверху»: принят закон об отмене крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. при всех его ограничениях фактически открывал путь для более быстрого развития производительных сил, несмотря на то что реформа проводилась крепостниками. «Крестьянская реформа», – писал В. И. Иванов, – была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Содержание крестьянской реформы было буржуазное... И после 61-го года развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века». Вместе с тем он отмечал, что «пресловутое «освобождение» было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними».

Грабительские условия отмены крепостного права вызвали широкий и активный протест крестьянства. Века рабства и крепостничества забили и притупили крестьянские массы, и во время реформы они могли себя проявить через раздробленные восстания, не освещенные политическим сознанием. Но уже тогда были революционеры, отражавшие интересы крестьянства, «понимавшие всю узость, все убожество пресловутой «крестьянской реформы», весь ее крепостнический характер. Во главе этих, крайне немногочисленных тогда, революционеров стоял Н. Г. Чернышевский». В конце 1861 г. в России возник руководящий центр революционных организаций – тайное общество «Земля и воля», идейным вождем которого стал этот великий русский революционный демократ.

Как же отнесся к крестьянской реформе К. Д. Ушинский? Как демократ-просветитель, не больше. Как просветители революционные демократы были близки и понятны ему, но как революционеры далеки для него. Если такой видный представитель революционно-демократического движения, как А. И. Герцен, допускал первое время возможность подлинного освобождения крепостных самодержавно-крепостническим правительством Александра II, то К. Д. Ушинский верил, что реформа может обеспечить условия для развития подлинного просвещения народа, в чем он позднее горько разочаруется. Это отношение выражено прежде всего в его статье «Вопросы о народных школах», опубликованной в журнале «Сын отечества».

Е. Н. Водовозова в своих мемуарах пишет, что после обнародования «Положения 19 февраля» К. Д. Ушинский разъяснял воспитанницам Смольного института значение этого акта. «В блестящем, популярном, сжатом очерке он набросал картину жизни помещиков во время крепостного права, познакомил нас с тем, как они забавлялись, сменяя пиры охотами и другими барскими затеями, указал и на жестокость многих из них к своим крепостным. Считая позором трудиться, рассказывал он, помещики сами или через управляющих обременяли своих крестьян непосильным трудом, оставляя их влачить жалкую жизнь, полную жестоких лишений, погруженными в беспросветный мрак невежества и унизительного рабства. Заключительный аккорд этой блестящей речи состоял в том, что акт освобождения крестьян налагает на всех нас обязанность уплатить им хотя ничтожную часть нашего долга. За наше образование, за возможность жить безбедно, за блага, приобретенные на счет векового рабства масс, мы, чтобы искупить тяжелый грех многих поколений, должны отдать все свои силы на просвещение народа».

Эта речь, произнесенная перед дочерями крепостников, стала известна начальнице Смольного института, и тучи над головой К. Д. Ушинского стали сгущаться, тем более что он имел резкие суждения о многих деятелях и руководителях министерства просвещения. Его лучший в тот период учебник «Детский мир» (1861) подвергался критике со стороны «превосходительных ценителей». В Смольном его систематически травят реакционные учителя, воспитательницы, организуемые начальницей института. К. Д. Ушинского обвиняют в свободомыслии, неуважительном отношении к начальству, даже в безбожии.

Все дело в том, что Ушинский был честен, правдив и принципиален; своих взглядов и убеждений он не скрывал. Он видел и чувствовал приближающиеся грозные общественные события, видел истоки этих событий и высказывал отношение к наступающему передовому. «Громадные события приближаются с страшною быстротой, а мы встречаем их какими-то шутами и похожи на глупых дикарей, которые пляшут перед смертью».


Полезное чтиво:
Состояние системы просвещения и политика
О чём писал Ушинский
Жизнь Ушинского за границей
Интерес к вопросам народного образования
Изменение устава гимназий
Учебник «Родное слово»
Система народного образования в тогдашних условиях
Теория воспитания Ушинского
Развитие педагогической мысли и антропология
Движение материи и сила чувства

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства