Отношения наставника и учителя

Преподаватель имеет дело с детьми, натурами впечатлительными и сложными, он проводит первые глубокие борозды в душе ребенка, руководя его познавательной деятельностью, этическим и эстетическим воспитанием, формируя его волю и характер. Ему вверено будущее человеческого общества, и главное достоинство учителя должно состоять в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом. Он призван осуществлять нравственно высокие и чистые цели воспитания гуманными средствами. Иезуитская система преподавания и воспитания, рассматривавшая ученика «послушным воском в железных руках», – система несовременная и антигуманистическая. Однако она оставила свое тяжелое наследство, которого не чуждались в казенных учебных заведениях России, особенно закрытых. Она принесла и приносит, указывал К. Д. Ушинский, человечеству страшные бедствия и горе, разрушая семью, личные отношения друзей, противопоставляя родителей детям, брата брату, человека человеку. «...Иезуиты не ограничивались одним учением и поверхностным наблюдением, но прежде всего старались покорить своему влиянию душу воспитанника. Они и в этом случае не отступали от своего правила и не были слишком разборчивы на средства. Ласка, страх, обман, суеверие, хитрость, угрозы, шпионство, личный недостаток воспитанника, даже самый порок его – все, что попадалось под руку, бралось без разбора, и всякое средство было хорошо, лишь бы вело к дели и отдавало во власть воспитателя душу воспитанника...».

Если знания, приобретаемые в иезуитских школах, и отличались основательностью, то нравственность и человечность, отмечал К. Д. Ушинский, исчезали безвозвратно. «После такой оценки достоинств иезуитского воспитания, конечно, никто не припишет нам желания выставить его за образец современной педагогики». В иезуитской педагогике заложена фанатичная сила, направлявшая преподавание и воспитание по ложной дороге, сила, чуждая пароду и человечности.

Ребенок тянется к своему учителю, когда чувствует в нем не холодного и строгого чиновника или притворного иезуита, а знающего и наделенного теплотой человеческих отношений наставника. Убеждения, нравственные идеалы, предупреждал великий русский педагог, никогда не передаются с помощью приказаний, наказаний, административных мер, не навязываются с помощью мер чисто внешнего строгого воздействия, нотаций, выговоров. Чувствуя в своем учителе неискренность, фальшь, показное, напускное, ребенок перестает ему верить, более того, он сам начинает лицемерить. Убеждения и идеалы формируются на материале науки и в процессе общения наставника с детьми на основе его личного нравственного примера, его твердых взглядов на жизнь, убеждений. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением». Убеждение учителя-наставника, его личный пример и знания действуют, по словам Ушинского, постоянно, надежно и убедительно.


Полезное чтиво:
Связь воспитания с природой детей
Издание журнала «Убеждение»
Как воспитать народных учителей
Задачи подготовки учителей в семинариях
Нравственное развитие как задача воспитания
Как воспитать в ребёнке настоящего человека
Воспитание нравственности у будущего поколения
Роль правильного воспитания в жизни человека
Нравственное начало идёт из семьи
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства