Педагог и общественное движение

В стране назревала революционная ситуация, разрасталось стихийное крестьянское движение. Это движение подстегивало осуществление социальных реформ. Однако «правительство Александра II, и задумывая реформы и проводя их, ставило себе с самого начала совершенно сознательную цель: не уступать тогда же заявленному требованию политической свободы. Оно с самого начала и до самого конца отрезывало всякий легальный путь к свободе, ибо отвечало репрессиями даже на простые ходатайства, ибо не разрешало никогда даже говорить свободно о свободе».

Действительными выразителями интересов крестьянства явились в то время революционные демократы – А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов были убеждены, что действительное освобождение крестьян можно осуществить только революционным путем, а для этого надо организовывать подъем массового общественно-политического движения. Общественно-политическое движение 60-х гг. XIX в. имело исключительное значение для всего освободительного движения в России.

Частью общественно-политического движения стало педагогическое движение 60-х гг. Оно развивалось быстро и бурно. Основной тон этому движению задавали революционные демократы. Движение становилось массовым, охватывало значительную часть интеллигенции. Общественная мысль сосредоточивалась на жгучих вопросах современной жизни. Публицистика приобретала небывалое в России значение. Н. В. Шелгунов, известный революционный демократ, в своих «Воспоминаниях» отмечал, что еще никогда не бывало в России такой массы листков, газет и журналов, какая появилась в 1856 – 1858 гг., что вся печать вместе с официальной доходила до 250 изданий.

На страницах печати центральное место занимал крестьянский вопрос. Вопросы образования и воспитания в связи с этим занимали значительное место не только на страницах педагогических журналов, но и литературно-художественных и общественно-политических. С 1857 г. начинают издаваться «Журнал для воспитания», «Русский педагогический вестник», в 1861 – 1862 гг. JI. Н. Толстой выпускает свой журнал «Ясная Поляна» и т. д.

Общепризнанно, что обсуждение педагогических проблем, проблем воспитания и образования, началось с появлением статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» в девятом номере журнала «Морской сборник» за 1856 г. Эту статью Н. И. Пирогова высоко оценил К. Д. Ушинский, отмечавший, что в ней «показывается вся та тесная связь, которая существует между воспитанием и философскими науками и которой так упорно не хотят многие понять у нас. Н. И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа – «вопрос жизни», и действительно, это не только вопрос жизни, но величайший вопрос человеческого духа».

К. Д. Ушинский не ограничился в эти годы только изложением своих педагогических позиций, но ясно высказал свои демократические взгляды на предполагаемые реформы. В 1859 г. он писал: «В настоящее время все с лихорадочным нетерпением требуют улучшений и преобразований по всем частям. Нет сомнения, что эти требования будут все возрастать более и более. Заставить их умолкнуть на время, конечно, можно, но это значит гноить государство и народ. Жизненные силы, не находя себе исхода, вместо того чтобы способствовать силе и развитию, будут производить раны тем более глубокие и трудно излечимые, чем обильнее будут эти соки. И весьма ошибочно бы было рассчитывать на спокойствие от такого задавливания требований народа...».

К. Д. Ушинский понимал необходимость и неизбежность реформ, изменений в самом государственном управлении. При осуществлении их необходимо удовлетворить народные нужды, потребности, и не только материальные, но и духовные. «Задача русского правительства, – писал он, – с каждым годом становится все труднее и сложнее. Теперь уже нельзя только продолжать дело, начатое Петром Великим, только усваивать то, что появляется за границей, потому что, видимо, эти устроения не могут привести ни к чему доброму; теперь следует самим отыскивать путь, отбросивши иноземные указы, а для того, чтобы найти истинный путь, более чем когда-нибудь необходимо обратиться к самому народу; узнать его не только материальные, но и духовные потребности. Но мало узнать, надо сродниться с ними, сделать их потребностями своей собственной души я, удовлетворяя этим потребностям, прокладывать народу историческую дорогу вперед».

Годы работы К. Д. Ушинского преподавателем Гатчинского сиротского института совпали с началом общественно-педагогического движения. Это движение определяло его педагогические и социально-политические позиции.

B общественном движении 60-х гг. одной из проблем поднималась и женская, проблема о положении женщины в обществе и семье. В связи с этим даже в правительственных кругах ставился вопрос о реорганизации закрытых женских учебных заведений, в том числе и такого аристократического, как Смольный институт. К. Д. Ушинский к тому времени был уже известен как крупный педагог-теоретик и практик. В «Журнале для воспитания» к тому времени были опубликованы его статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании», где педагогические проблемы решались с демократических позиций. К. Д. Ушинский в 1859 г. был приглашен в Смольный институт благородных девиц на должность инспектора и начал весьма решительное его преобразование.

Е. Н. Водовозова, бывшая в то время воспитанницей этого института, в своих мемуарах писала:

«Ушинский явился первым светлым лучом в царстве институтского мрака, пошлости, невежества и застоя. Нужно, однако, иметь в виду и то, что во второй половине 50-х гг. во всей России занималась заря новой жизни, являлись проблески наступающей эпохи возрождения. В обществе распространялись новые идеи, вырабатывались новые идеалы, пробуждалось отрицательное отношение к окружающим явлениям русской действительности. Оживление среди воспитанниц, наступившее вслед за назначением к нам Ушинского, усиливалось вследствие того, что прогрессивные идеи стали проникать и к нам, несмотря на наши высокие стены и на полную монастырскую замкнутость нашей жизни».


Полезное чтиво:
Работа в журнале министерства просвещения
Новый журнал под редакцией Ушинского
Отмена крепостного права в России
Состояние системы просвещения и политика
О чём писал Ушинский
Жизнь Ушинского за границей
Интерес к вопросам народного образования
Изменение устава гимназий
Учебник «Родное слово»
Система народного образования в тогдашних условиях

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства