Педагогика формального развития

Говоря о пользе знаний для жизни, педагог-демократ считал не приемлемым ни формальное, ни материальное направления в их изоляции друг от друга, их метафизическим подходом в вопросе соотношения усвоения объема знаний и развития общих способностей. Он со всей страстностью и научной убедительностью обрушивается на сторонников формального направления, и прежде всего на наиболее видного представителя этой теории Гербарта. К. Д. Ушинский подвергает всестороннему научному анализу всю его систему, и прежде всего основу основ этой системы – психологию, называя ее метафизической, спекулятивной.

К. Д. Ушинский видел, что развитие наук, особенно естествознания, требует по-иному подходить к содержанию школьного образования и основным препятствием реформы образования является формальное направление в содержании обучения. Это направление отрывает школу от жизни, делает ее схоластической, и учащиеся лишаются элементов научного образования.

«Успехи естественных наук, – писал он, – характеризующие наше столетие, идут не только вширь, но и вглубь. Число знаний человека о природе не только увеличилось в громадных размерах, но и сами знания более и более приобретают научную форму, способную развить человека умственно не менее, а может быть, и более, чем прежние приемы и методы так называемого формального развития. Неужели же школа останется как бы не знающею о такой реформе в науке и жизни и будет идти своим прежним, устарелым ходом, забывая, что то, что было современным и полезным, может сделаться несовременным, неполезным, а потому и вредным? Если бы европейская школа шестнадцатого столетия осталась глуха и нема к реформам, совершавшимся тогда в жизни, и к возобновлению науки из классических источников, то хорошо ли бы она сделала? Почему же будет хорошо, если современная школа ничем не отзовется на глубокую реформу, совершающуюся теперь в той же жизни и в той же европейской науке?».

Школа готовит к жизни целые поколения, а готовить их к жизни, по словам Ушинского, это готовить учащихся к борьбе, которая их ожидает, и тут одно формальное развитие рассудка не дает возможности школе выполнить свои задачи. Формальное развитие мышления может происходить только в реальных знаниях, то есть знаниях, отвечающих потребностям развивающейся жизни, и здесь важны знания и естественнонаучные, и гуманитарные. Только на материале этих наук, в процессе овладения ими может успешно решаться формальная задача – развитие общих мыслительных способностей.

«В старинной педагогике, – писал К. Д. Ушинский, – науки обыкновенно разделялись на науки, развивающие только формально, и на науки, дающие материальное содержание развитию. К первым обыкновенно причисляли классические языки и математику, ко вторым – остальные предметы... Мы должны навсегда уже отказаться от такого деления наук и признать, что формальное развитие есть пустая выдумка, показывающая только прежнее психологическое невежество, и что каждая наука развивает человека, насколько хватает ее собственного содержания, и развивает именно этим содержанием, а не чем-нибудь другим. Если изучаемая наука находится по содержанию своему в связи с другой какой-нибудь наукой, то и подготовляет к изучению этой второй науки, насколько хватает ее собственного содержания и насколько это содержание находится в связи с содержанием предстоящей к изучению науки».


Полезное чтиво:
Связь образования с практикой
Какие знания должна давать школа
Знания для практической жизни человека
Классическое образование времён Рима и Греции
Важная роль математики в системе образования
Роль естествознания в процессе просвещения
Система естественных наук в народной школе
Значение естественных наук в развитии детей
Критика тогдашней системы образования
Что даёт освобождение крестьян

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства