Почему Ушинский уходит из лицея

Самым значительным в этих лекциях является то, что К. Д. Ушинский ставил вопрос о конкретном анализе исторических условий жизни русского народа для решения тех задач, которые ставила перед ним современность.

Первая крупная научная работа К. Д. Ушинского, появившаяся в печати, называлась «О камеральном образовании. Речь, произнесенная в торжественном собрании Ярославского Демидовского лицея 18 сентября 1848 г. исправляющим должность профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов Константином Ушинским». Эта речь никогда не включалась при неоднократных изданиях и переизданиях его произведений до революции, очевидно, не случайно. В ней поставлены крупные методологические вопросы и проблемы, имеющие отношение не только к камеральному образованию.

Наука, по утверждению К. Д. Ушинского, не начинает с верований, а опирается только на факты. Человек призван познать законы природы, истории и разума. Очень интересен у Ушинского общий подход к определению предмета науки, который, по его словам, «независим ни от каких частных целей, должен иметь такие законы, которых бы не мог изменить произвол человека и которые бы развивались из самой сущности предмета». Предметом науки должен быть самостоятельно существующий предмет, имеющий свою организацию (структуру) и свои законы; наука развивается по своим внутренним законам. «Плоха та наука, самый предмет которой существует только при известном мнении и может увеличиться, сжаться и даже совсем уничтожиться при перемене мнения, и притом такой перемене, которая весьма возможна... Нет, предмет науки должен существовать сам по себе, независимо от мнений...». Наука подлинная всегда связана с практикой, но надо избегать ложной практичности при изучении и преподавании наук. «Можно излагать науку с тем направлением, чтобы она могла быть приложена к жизни, но никогда не должно унижать ее до ремесленного обучения».

К. Д. Ушинский, высоко оценивая в речи «О камеральном образовании» развитие науки, подчеркивая значение ее для общественного прогресса, техники, делал из этого далеко идущие выводы для народного образования. Содержание образования должно быть коренным образом изменено, в него необходимо внести все новое, прогрессивное. Индустриальное развитие века требует и науки индустриальной. Не наука должна приспособиться к современному хозяйству, а хозяйство преобразуется на уровне современной науки.

Образование в свою очередь должно соответствовать «духу времени»: «Перемена в направлении века требует, чтобы и образование юношества переменило свое направление; а у нас многое еще осталось от того времени, когда новое человечество освежало себя изучением старого, – осталось от возрождения наук. Тогда было необходимо конаться в древнем пепле, чтобы отыскать там феникса, но теперь едва ли нужно заходить так далеко; не правда ли, что во всех нас есть какое-то тайное убеждение, что, оставляя учебную скамейку и вступая в жизнь, мы начинаем совершенно новую науку, беспечно и даже весело забывая школьную?

Спрашивается, зачем нам это изучение? Человек создан для настоящей жизни, и мы живем не для греков и римлян, а для самих себя, и зачем же не последовать нам в этом случае примеру греков? Их образование начиналось в школе и оканчивалось жизнью, не прерываясь. Между миром древним и миром новым лежит та страшная бездна, без конца и начала...».

Позднее К. Д. Ушинский подробно в своих работах разовьет эту мысль в стройную систему взглядов о содержании школьного образования.

В лекциях и в речи «О камеральном образовании» К. Д. Ушинский ставил проблему создания правового государства, в котором не было бы произвола и насилия. Так ставить вопросы в эпоху Николая I надо было иметь большую смелость и даже мужество. Само собой разумеется, что идейные позиции К. Д. Ушинского создавали у начальства представление о нем как о беспокойном элементе в лицейской жизни. Попечитель Ярославского лицея П. Г. Демидов дал отзыв об Ушинском как о профессоре, имеющем «большие дарования и отличные познания, но с большим самолюбием, развитым особенным отличием – назначением в исправлении должности профессора». Он отмечал, что К. Д. Ушинский имел «большое влияние на студентов» и за ним необходимо «иметь постоянное наблюдение со справедливой строгостью в отношении к службе». Демидов свои замечания вместе с проектом реорганизации лицея представил министру народного просвещения С. С. Уварову. Предложения о реорганизации лицея приняты не были, но зато все, что касалось характеристики профессоров, было использовано оперативно. Лицей посетил попечитель Московского учебного округа, в результате чего были уволены директор и инспектор лицея и внесено предложение заменить преподавателей лицея более надежными людьми. За деятельностью К. Д. Ушинского был установлен особый надзор. Начальник Ярославской губернии министерства внутренних дел писал в министерство народного просвещения о том, что студенты лицея проявляют большое своеволие, неуважительно относятся к начальству. «Впрочем, – особо отмечал он, – отзыв этот до всех и каждого не должен касаться, а следует отнести исключительно к профессорам Ушинскому и Львовскому, которые подали слишком невыгодное о себе понятие за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».

Существует версия, что К. Д. Ушинский ушел из лицея из-за того, что он не пожелал подчиниться распоряжению министерства народного просвещения о представлении профессорами к просмотру подробных конспектов своих лекций, но это, конечно, была не причина, а лишь повод к увольнению. В сентябре 1849 г. С. И. Львовский и К. Д. Ушинский вынуждены были подать директору лицея прошения об увольнении вследствие «расстроенного здоровья». Обоим этим «политически неблагонадежным» профессорам после «отпусков по болезни» был закрыт путь для возвращения в Ярославль.


Полезное чтиво:
Мысли, изложенные в статьях
Педагог и общественное движение
Работа в журнале министерства просвещения
Новый журнал под редакцией Ушинского
Отмена крепостного права в России
Состояние системы просвещения и политика
О чём писал Ушинский
Жизнь Ушинского за границей
Интерес к вопросам народного образования
Изменение устава гимназий

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства