Подготовка к труду как цель воспитания

К. Д. Ушинский как в «Педагогической антропологии», так и в других своих работах придавал огромное значение выяснению целей воспитания, без чего, как правильно полагал он, не может быть научной педагогики и успешной практической воспитательной деятельности. Он подчеркивал, что педагогическая деятельность требует ясного определения цели: «...если мы хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде всего сознать эту цель».

По глубокому убеждению К. Д. Ушинского, педагогика может выяснять цели воспитания, только опираясь на философию. «Определение цели воспитания, – разъяснял великий педагог, – мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий».

Таким образом, проблема целей воспитания рассматривалась К. Д. Ушинским как проблема методологическая. Наука, утверждал он, не может подходить к определению целей умозрительно, вне реальной жизни. Жизнь является тем источником, из которого наука черпает свои понятия о цели воспитания: «...жизнь указывает практические цели и самой науки».

К. Д. Ушинский хорошо понимал, что деятельность человека проявляется в жизненных условиях, в условиях общественной среды и, следовательно, не может не определяться фактами, часто независимыми от субъективных желаний человека. «Придавая большое значение воспитанию в жизни человека, мы тем не менее ясно сознаем, что пределы воспитательной деятельности уже даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях мира, среди которого человеку суждено жить». А это означает, что цели настоящие обусловлены, а не субъективно выдуманы. Их значение исключительно велико в жизненно важном деле воспитания.

«Что сказали бы вы об архитекторе, – писал К. Д. Ушинский, – который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить – храм ли, посвященный богу истины, любви и правды; просто ли дом, в котором жилось бы уютно; красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие; раззолоченную ли гостиницу для обирания нерасчетливых путешественников; кухню ли для переварки съестных припасов; музей ли для хранения редкостей или, наконец, сарай для складки туда всякого, никому уже в жизни не нужного хлама? То же самое должны вы сказать о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить цели своей воспитательной деятельности».

Для осуществления жизненных целей надо постоянно формировать общественные убеждения педагогов, а не парализовать их деятельность бюрократическими циркулярами. Для формирования убеждений педагогов о цели их деятельности необходимы благоприятные условия в обществе, творческая атмосфера свободного обмена мнениями. «Вот почему, – заявлял педагог-демократ, – пока не будет у нас такой среды, в которой бы свободно, глубоко и широко, на основании науки, формировались педагогические убеждения, находящиеся в теснейшей связи с философскими убеждениями, общественное образование наше будет лишено основания, которое дается только прочными убеждениями воспитателей. Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель, и если можно приводить в исполнение идеи других, то проводить чужие убеждения невозможно».

Воспитание – это преднамеренная деятельность, осуществляемая школой, воспитателями, наставниками. Но, подчеркивал К. Д. Ушинский, на человека действуют постоянно и «непреднамеренные воспитатели» – природа, семья, общественная среда. Однако и в этих неотразимых, влияниях «многое изменяется самим же человеком в его последовательном развитии», эти изменения уже являются результатом «предварительных изменений в его собственной душе». На вызов же этих изменений в человеке, их развитие или задержку преднамеренное воспитание оказывает прямое и сильное воздействие. «Каковы бы ни были внешние обстоятельства, все же человек сам составляет мир», – писал Ушинский, подтверждая правильность этого приведенного им высказывания Гизо. Иными словами, человек не пассивный продукт среды и обстоятельств. Развиваясь под воздействием их, он сам изменяется, осознает новые цели и способен претворять их в жизнь. Воспитатель должен знать жизнь, следить за ней, быть в курсе ее развития. Для осуществления воспитания «недостаточно одного теоретического рассудка, увлекающегося собственным своим процессом, а необходим спокойный практический разум, сознающий самые рассудочные процессы в их неизбежной односторонности».

Нежизненная субъективная цель с ее односторонностью будет отброшена жизнью. «Школе не опрокинуть жизни; но жизнь легко опрокидывает деятельность школы, которая становится поперек ее пути». Жизнь, указывал Ушинский, нельзя рассматривать статически. Человечество делает большой прогресс. Необычайное распространение естествознания оказывает благотворное влияние на развитие промышленности и техники. В основе современного научного мировоззрения, подчеркивал он, лежит идея движения и развития, что относится и к обществу, а не только к природе. Каждая новая эпоха связана с изменением жизни и ее новым требованиями к человеку. «Если воспитатель останется глух и нем к законным требованиям времени, то сам лишит свою школу жизненной силы, сам добровольно откажется от того законного влияния на жизнь, которое (принадлежит ему, и не выполнит своего долга: не приготовит нового поколения для жизни, а оставит ей во всей ее пестроте, неурядице и часто безобразии довоспитывать воспитанников его несовременной школы».


Полезное чтиво:
Важность стремления человека к цели своей деятельности
Единство физического и умственного труда
Народность – проявление созидательной силы народа
Иностранные системы воспитания детей
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов
Идеал человека в процессе народного воспитания
Основные пути создания народной школы
Положение школы в современном обществе
В какую школу народ отдаст своих детей
Система образования родного народа

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства