Положение школы в современном обществе

В годы общественно-педагогического движения вопросы организации народного образования широко обсуждались на страницах печати как «вопросы жизни». К. Д. Ушинский глубоко сочувствовал такому пробуждению общественного интереса к педагогическим вопросам и верил, что общественное мнение, открытая борьба мнений помогут выработать нужный тип народной школы. Просветитель-демократ полагал, что это окажет стимулирующее воздействие и на позиции в этом деле правительственных органов. «Прежде, чем учредить народные школы, – писал он, – следовало выработать для ясности понятие о том, чем должна быть народная школа, и выработать не одному человеку, не в кабинете только, не на бумаге, но целому обществу педагогов, в столкновениях и борьбе мнений, в практических попытках провести свою идею в жизнь».

К. Д. Ушинский в 60-е гг. верил в силу общественного мнения и энтузиазм передовой интеллигенции в просвещении народа. Он горячо поддержал инициативу демократической общественности в открытии воскресных школ, видя их значение «в сближении образованных людей с людьми рабочего класса». «До сих пор, – писал он, – у нас не выработалась идея народной школы: значит, не пришло время этой идеи; но теперь, как нам кажется, это время настало, и если не сама идея, которая выработается, может быть, не скоро, то, по крайней мере, потребность этой идеи высказывается повсюду с необыкновенной силою. Сочувствие публики к педагогическим вопросам, возникшие как бы из земли сотни воскресных школ, школ для бедных, женские училища доказывают, что время действительной народной школы настало».

Народность в воспитании у К. Д. Ушинского, таким «образом, включала в себя как составную часть общественное воспитание, созданное не по циркулярам сверху, а самим народом. Оно должно стать результатом широкого обмена мнениями в печати, дискуссий. Им должна заняться вся печать, в особенности педагогическая. Только участие самого общества в решении вопросов воспитания может «ускорить выражение и объяснение тех требований, выполнением которых достигается народность в общественном воспитании». Общественное воспитание только тогда оказывается действенным, когда его вопросы становятся жизненно важными для всех и возбуждают самодеятельность самого народа. «Система общественного воспитания, вышедшая не из общественного убеждения, как бы хитро она ни была обдумана, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества. Она... никогда не будет воспитывать полезных и деятельных членов общества, и если они будут появляться, то независимо от воспитания».

К. Д. Ушинский возлагал далеко не оправдавшиеся надежды и на земства как органы местного самоуправления, на создание которых самодержавие нашло в 60-е гг. под натиском демократического движения, но фактически подчинило их деятельность своему контролю. Однако вокруг земств группировалась все же демократически настроенная интеллигенция, она находила применение своим силам в создании земских школ, которые при жизни К. Д. Ушинского только начали создаваться, развивались медленно, так как правительство неприязненно относилось к ним.

Считая необходимым устранить опеку министерства просвещения над народными школами, педагог-демократ, требовавший, чтобы открытие и содержание их было предоставлено самому населению, имел при этом в виду не только органы земского самоуправления, но и городского, а также сельские общества, различные демократические общественные организации и частную инициативу отдельных представителей демократической интеллигенции.

Сельские народные школы в те годы порой открывались по инициативе самого населения, в них шли работать по убеждению представители передовой интеллигенции.

Требование К. Д. Ушинского передать народное образование в руки самого народа, его общественных органов, разумеется, питалось этими новыми для России тенденциями, но в условиях царской России не могло получить реализации, и это все более осознавал он и сам. «Давно уже в русском образованном обществе, – писал он в 1859 г., – возрастало смутное сознание, что многое идет у нас не так, как бы следовало, что наша общественная и административная нравственность в большом упадке я что само русское общество, существуя по форме, не имеет внутренней действительной жизни. Начиная с Фонвизина, если еще не ранее, литература наша напала с негодованием на недостатки русской общественной жизни, но еще с надеждою, что образование исправит их. Однако же прошло сто лет, масса образованных людей увеличилась во сто раз, а общественная направленность не поднялась, если еще не понизилась».


Полезное чтиво:
В какую школу народ отдаст своих детей
Система образования родного народа
Важный вопрос об образовании женщин
Какой должна быть система образования женщин
Общее образование как основа формирования личности
Образование классическое и реальное
Содержание и цели классического образования
Педагогика формального развития
Связь образования с практикой
Какие знания должна давать школа

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства