После окончания Московского университета

В мае 1844 г. К. Д. Ушинский блестяще окончил юридический факультет Московского университета вторым кандидатом прав. Для получения первою кандидата надо было получить по всем пятнадцати дисциплинам 75 баллов, а Ушинский получил 74. Это объясняется тем, что он резко отрицательно относился к курсу уголовного права, читаемому профессором, взгляды которого не отличались гуманностью, и за этот предмет получил 4 балла.

На блестящие способности К. Д. Ушинского обратил внимание попечитель Московского учебного округа граф С. Г. Строганов, задумавший преобразовать Ярославский Демидовский лицей в высшее камеральное училище и стремившийся обновить состав преподавателей лицея молодыми силами. С этой целью он и предложил места профессоров в лицее ряду наиболее талантливых кандидатов Московского университета, в том числе и Ушинскому.

В течение двух лет (1844 – 1846) в ожидании официального назначения К. Д. Ушинский готовится при университете к магистерскому экзамену. Его настроения, переживания и устремления довольно ясно можно проследить по ряду материалов, особенно по его дневнику, который он вел в 1844 – 1845 гг. Материалы характеризуют молодого Ушинского как человека собранного, в высшей степени целеустремленного, много раздумывающего над судьбами народа и определением своего места в служении ему. Но чтобы служить народу, надо много знать и уметь, а для этого надо трудиться и трудиться. С большой тщательностью он распределяет день, неделю, определяет, что надо делать ежедневно, чем заниматься. Его рабочий день начинался с 4 – 5 часов утра. Много места в дневнике занимает раздел «Читать для ума». Хорошо спланированное время организует человека, развивает и укрепляет его волю. «О! Волю надо укреплять! Пусть в моем внутреннем государстве все повинуется ей беспрекословно, – все, кроме ума, этого вечного закона, неизменного! Он один должен быть Свободен от всякого принуждения, повелевать всем, не повиноваться ничему, кроме самого себя, т. е. быть совершенно свободным». Где действует воля по предписанию ума, там творчество, там деятельность и нет «судьбы». Это – замечательное утверждение, направленное против лености мысли, против пассивности и обреченности, нетерпеливости и своеволия, против бесстрастия и страстей.

Наряду с четким и размеренным распределением времени между трудом и отдыхом Ушинский составляет для себя своеобразный кодекс поведения. Этот кодекс поведения он назвал «рецептом», который характеризует его автора как человека принципиального, скромного и самокритичною.

Рецепт состоит из десяти пунктов:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то что случится.

7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

10. Никому не показывать этого журнала.

Этот «рецепт» записан в дневнике 20 января 1845 г.

Интересно отметить, что в последующие дни довольно часто встречаются записи о нарушении того или иного пункта этого рецепта вроде: «соврал без нужды», «тщеславие разгулялось, и нарушил два правила: 1-е и 9-е». Или: «Сделал самую глупую издержку: занял деньги за адские проценты, когда совсем было не нужно! Русский человек задним умом крепок!».

Дневник К. Д. Ушинского, или, как он его называл, «журнал», – исключительный человеческий документ, не проанализированный в психологическом плане до сих пор. В нем много материалов, раскрывающих характерологические, этические и эстетические черты личности К. Д. Ушинского.


Полезное чтиво:
Служить интересам народа
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей
Почему Ушинский уходит из лицея
Мысли, изложенные в статьях
Педагог и общественное движение
Работа в журнале министерства просвещения
Новый журнал под редакцией Ушинского
Отмена крепостного права в России
Состояние системы просвещения и политика
О чём писал Ушинский

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства