Правила педагогики Ушинского

Развитию научной педагогики, по замыслу К. Д. Ушинского, должна была содействовать антропология, в том виде, как он ее понимал.

«Все, – писал он, – что споспешествует приобретению педагогами точных сведений по всем тем антропологическим наукам, на которых основываются правила педагогической теории, содействуют и выработке ее». В обществе была распространена, по словам Ушинского, педагогика «в тесном смысле, как собрание воспитательных правил», – знанием же ее одной нельзя руководствоваться в великом деле воспитания человека. Эти воспитательные правила должны быть соединены с антропологическими знаниями, выведены из них. Тогда только считал К. Д. Ушинский, будет действительная научная основа для воспитательной деятельности – «педагогика в обширном смысле».

Самым решительным образом выступая против голого эмпиризма, вульгарного практицизма и рецептурности в педагогике, К. Д. Ушинский разъяснял, что правил может быть бесконечное количество, но проку от них мало. Дело совсем не в изучении правил, а в том, что надо знать научные основы, из которых правила вытекают. Только знание научных основ педагогики дает возможность творчески решать Сложные проблемы формирования человека. Ученики не походят один на другого, и нельзя поэтому пользоваться какой-то общей для них педагогической рецептурой. Он советовал поэтому педагогам изучать физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, историю педагогических учений, выработать себе ясную положительную цель воспитания и идти неуклонно к ее достижению, руководствуясь приобретенным знанием и своим собственным благоразумием. «...Мы полагаем, – утверждал он, – что лица, берущиеся за преподавание педагогики, должны очень хорошо понимать, что выучивание педагогических правил не приносит никому никакой пользы и что самые правила эти не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают».

Автор «Педагогической антропологии» особенно подчеркивал необходимость отличать педагогику в обширном смысле от педагогики в тесном смысле. Педагог, по-настоящему образованный, владеет педагогикой в обширном смысле. «Мы особенно настаиваем, – писал К. Д. Ушинский, – на этом различии, потому что оно очень важно, а у нас, как кажется, многие не сознают его с полной ясностью. По крайней мере, это можно заключить из тех наивных требований и сетований, которые нам часто удавалось слышать. «Скоро ли появится у нас порядочная педагогика?» – говорят одни, подразумевая, конечно, под педагогикой книгу вроде «Домашнего лечебника».

Весьма нетрудно, утверждал К. Д. Ушинский, изучить одни правила воспитания, однако воспитание, это сложное общественное явление, требует использовать законы науки, на которых основываются правила. Педагогика без опоры на философию, физиологию и психологию не может развиваться, останется голой рецептурой. Только воспитатель, знающий законы развития человека, может рассчитывать на успех в своей деятельности. С большой иронией К. Д. Ушинский писал о тех преподавателях педагогики, которые читают ее курс не на глубокой методологической основе, а в виде правил и советов. «Положение выходит еще комичнее, – отмечал он, – когда открывается где-нибудь кафедра педагогики. Слушатели ожидают нового слова, и читающий лекции начинает бойко, но скоро бойкость эта проходит: бесчисленные правила и наставления, ни на чем не основанные, надоедают слушателям, и все преподавание педагогики сводится мало-помалу... на нет. Во всем этом выражаются самые младенческие отношения к предмету и полное неосознавание различия между педагогикою в обширном смысле, как собранием наук, направленных к одной цели, и педагогикою в тесном смысле, как теорию искусства, выведенною из этих наук».


Полезное чтиво:
Роль психологии в педагогике
Задачи воспитания и образования
Какой должна быть наука о воспитании
Важное значение научной педагогики
Труд – высшая форма человеческой деятельности
Значение труда в жизни человека и общества
Деятельность человека в условиях свободы
Значение физического труда в жизни человека
Подготовка к труду как цель воспитания
Важность стремления человека к цели своей деятельности

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства