Приоритет научных знаний

Наука призвана помогать практике, служить ей и вести ее за собой, облагораживать человека, все дальше и дальше уводя его от животного состояния. Наука призвана служить благоденствию народа, способствовать удовлетворению его духовных и материальных потребностей.

Но это вовсе не означает, что практическое назначение науки состоит в том, чтобы излагать такие истины, которые и без научного анализа всем известны при первом взгляде на предмет. «...Зачем, например, с большой важностью проповедовать с кафедры, – указывал К. Д. Ушинский, – как должно ставить и красить фонарные столбы и т. п.?.. Оставьте здравому смыслу каждого отражать и соображать те внешние обстоятельства, в которых судьба поставит его деятелем, если не хотите, чтобы ему опошлела наука, толкующая о пустяках... Наука границами своими должна прямо соприкасаться с жизнью, но не должна падать в грязь ее. Трудно выразить уныние молодого человека, когда он и в науке встречает те же мелочи, какие в обыкновенной жизни цепляются за него, как репейник за платье».

К. Д. Ушинскому чужд метафизический подход к науке. Великий педагог рассматривал внешний мир в его движении и изменении. Догматам в науке, утверждал он, нет места, их место в религиозных верованиях. Объективный мир, подчеркивал он, многогранен и подвергается все большему и большему изучению, появляются новые отрасли научных знаний, происходит дифференциация наук, и более молодые отрасли научных знаний не сразу определяют свой предмет, свои особенности и еще не отличаются глубиной проникновения в сущность вещей. Любая отрасль научных знаний должна быть содержательна, а не заниматься описанием чисто внешних и поверхностных явлений. Познать – значит понять сущность явления. За поверхностность, за односторонность он резко критиковал немецкую идеалистическую философию, психологию и педагогику.

К. Д. Ушинский, уделяя особое внимание взаимоотношениям теории и практики, с большой горечью констатировал огромный разрыв между ними в условиях своего времени. Теория, наука им не мыслились в отрыве от жизни, они отражают жизнь, определяются в своем развитии жизнью. Для него они не абстракции, порожденные человеческим духом и определяющие цель жизни, а сама человеческая деятельность, обобщенная мышлением. Наука, по Ушинскому, теснейшим образом связана с жизнью, и жизнь ставит перед ней практические цели.

В своих лекциях о камеральном образовании К. Д. Ушинский отмечал значение разделения труда, но не смог подойти к этой проблеме с научно-классовых позиций. Он не смог выявить подлинных причин разрыва между теорией и практикой, хотя убедительно показывал это общественное зло. Он не дошел до понимания, что в условиях любой общественно-экономической эксплуататорской формации наука отделяется от труда, интеллектуальный труд – от физического; что труд человека становится все более и более односторонним и узкоспециализированным; что в условиях антагонистического общества разделение труда приводит неизбежно к тому, что духовная и материальная деятельность достается на долю различных социальных классов.

Всю область человеческих знаний К. Д. Ушинский делит на три большие группы: науки о природе, науки об истории развития человеческого общества и науки о человеческом разуме, мышлении. Подлинные науки являются общим достоянием человечества. Если мы замечаем национальные оттенки в науке, то они чувствуются только в отработке и изложении научных данных. «Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов. И наоборот, какую пользу науке мог бы принести народ, создавший свою особенную народную науку, непонятную для других народов? Могла ли бы, наконец, идти наука вперед, если бы каждый народ создавал для себя особую науку, не усваивая результатов, добытых его предшественниками и современниками?».

Таков подход К. Д. Ушинского к пониманию сущности и назначения науки в человеческом обществе и таковы его критерии в подходе к ней.

Исходя из своих совершенно правильных положений о возникновении науки, ее роли в человеческом обществе, педагог-демократ переносил эти взгляды и на педагогическую теорию и практику. «Спор между теорией и практикой, – писал он, – спор очень старый, который, наконец, умолкает в настоящее время, сознавая свою неосновательность. Война между практиками и теоретиками, между поборниками опыта и поборниками идеи, приближается к миру, главнейшие условия которого уже обозначились. Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли. Но, увы, спор этот, еще не совсем умолкший и в науке, часто слышатся в жизни, и в особенности в деле воспитания».


Полезное чтиво:
Развитие педагогики по мнению Ушинского
Воспитание без педагогического опыта
Правила педагогики Ушинского
Роль психологии в педагогике
Задачи воспитания и образования
Какой должна быть наука о воспитании
Важное значение научной педагогики
Труд – высшая форма человеческой деятельности
Значение труда в жизни человека и общества
Деятельность человека в условиях свободы

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства