Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер

Изучение человеческой природы в ее физическом, духовном и душевном развитии, понимание этой природы и использование ее для целей правильного воспитания и развития человека составляют, по мнению К. Д. Ушинского, сущность педагогики. Без знания и учета природы ребенка нельзя достичь успехов в педагогической деятельности. Природосообразность педагогики он видел в учете особенностей психофизического развития ребенка, учете того, что дитя живет своей жизнью, отражающей специфическим образом окружающий мир, по-своему действует, мыслит. Если школа собирается серьезно готовить ребенка для жизни, то она не может забывать об этом.

«Основной закон детской природы, – утверждал К. Д. Ушинский, – можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью. Заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет; лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего долго думать;, но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устает ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы на будущий день. Педагог должен: прежде всего учиться у природы и из замеченного явления детской жизни выводить правила для школы... чем моложе, возраст, тем более требует он разнообразия деятельности...» .

Естественное состояние ребенка состоит в деятельности, подвижности, активности, непосредственности, в стремлении к познанию окружающего, и этим «указанием: природы» должен руководствоваться учитель-воспитатель. Деятельность ребенка разнообразна, содержание и: интенсивность ее изменяются с его возрастом и развитием.

Природосообразность обучения и воспитания касается не только дошкольного и младшего школьного возрастов, но и последующих периодов жизни. Голос природы, по выражению Ушинского, должен всегда доходить и до родителей, и до общества, и до воспитателей, и до законодателей. Семейное и общественное воспитание только тогда дает положительные результаты, когда основывается на психофизических закономерностях развития человека, обусловленных влиянием среды в широком смысле этого слова.

«С природой плохо спорить; можно, пожалуй, не уважать ее законов, можно помешать их выполнению в развитии человека, но из этого ничего хорошего не выйдет: человеку остается только узнать эти законы и воспользоваться их силой». Знание их и использование в научной организации педагогического процесса совсем не означают, с точки зрения Ушинского, слепого, пассивного следования за «природой человека». Природооообразность обучения и воспитания означает знание, в каком порядке и последовательности следует осуществлять формирование качеств личности; какие новые возможности возникают в различных возрастных периодах жизни развивающегося человека; как можно наиболее эффективно готовить его для жизни в обществе, правильно сочетая личные интересы с общественными.

Особое значение природосообразность имеет в развитии интеллектуальных и нравственных качеств личности.

Обучение и воспитание, не учитывающее природы ребенка, его естественного стремления к деятельности, активности и подвижности, стремления познать и понять окружающий мир, не только не развивает дитя, но отупляет его. Не та школа хорошо организована, в которой питомцы «ходят по струнке», а только та, где наряду с деловитостью и серьезностью поддерживается детская живость и непосредственность, где серьезные занятия чередуются с детской резвостью, играми и весельем.

«Представьте себе дитя, – писал К. Д. Ушинский, – в какой-нибудь деревенской трущобе, которое играло и резвилось целый день под влиянием всеразвивающей природы, беспрестанно двигалось, ощущало, думало по-детски, конечно, изобретало то то, то другое, плакало или смеялось, словом, жило всем своим духовным и телесным организмом. И вдруг вы схватываете это дитя, кидаете его в душную, мрачную школу старинного закала, где оно прежде всего должно сидеть смирно, не шевеля ни одним членом, не думать, не чувствовать, не соображать, не придумывать что-нибудь, не плакать и не смеяться, даже не глядеть по сторонам, а, пристально уставившись на букварь, вдалбливать букву за буквой и один бессмысленный слог за другим».

Такого рода народная школа с непосильным для ребенка буквослагательным методом обучения грамоте, школа, из которой изгнано изучение естествознания и истории, окружающего мира, была чуждой природе ребенка, не возбуждала в нем жажды знания, а оглупляла его. Попадая в такую школу, ребенок вступал в несвойственный ему мир, в котором его бессмысленно заставляли зубрить аз, буки, веди. С большим и неоправданно длительным трудом овладев тайной слогосложения, он начинал читать часослов. За каждый не выученный урок, за каждое свободное движение на уроке – строгие наказания, моральные и физические. Такая школа угнетала мысль и волю ребенка, не удовлетворяла свойственной ему от природы любознательности, не развивала, а сковывала его природные силы.


Полезное чтиво:
Значение и характер игры в жизни ребёнка
Соответствие игры возрасту ребёнка
Роль внешнего мира для развития детей
Важность участия всех органов чувств
Различные виды деятельности в процессе обучения
Умственный труд – самый важный вид деятельности
Какой должна быть система получения знаний
Значение повторения в процессе обучения
Воспитание в процессе деятельности ребёнка
Важность активности ученика в процессе обучения

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства