Процесс развития человека в нашем мире

Прирожденные данные – это лишь одна сторона развития человека. Без «телесной природы» он немыслим, однако, по мнению Ушинского, человека делает тем или иным – хорошим или плохим, волевым или безвольным, нравственным или безнравственным – жизнь в самом широком смысле слова, куда существеннейшей частью входит и воспитание. Он замечает, что изречение древних «в здоровом теле – здоровый дух» может быть подвергнуто сильному сомнению. Если принять за идеал душевного здоровья человека великий ум и великий характер, можно назвать великих людей, имевших здоровую душу в больном теле. Припомните, говорит Ушинский, Гоголя, Белинского: эти замечательные люди с тяжелым физическим недугом отличались великим умом и характером. «...Можно также указать на бесчисленное множество здоровеннейших господ с самою ничтожною душевною деятельностью и с самыми ничтожными ее результатами. И не только к умственному богатству, но и к характеру не может быть приложена эта знаменитая поговорка. Не видим ли мы часто слабых и больных людей, выказывающих несомненное геройство и твердость, и здоровых и сильных, обнаруживающих постыдную трусость и ничтожество характера?».

Со своих антропологических позиций К. Д. Ушинский утверждал, что человек – часть природы и кое-что его роднит с животным миром. Однако человек везде является для нас человеком, а не животным. Хотя ему и свойственны некоторые общие с животным миром физиологические свойства и инстинкты, но в силу ряда обстоятельств они у человека дают качественно другие результаты, чем у животных. Животные удовлетворяют потребности при помощи приспособлений, которые вырабатывались биологически и сохраняются путем наследственной передачи помимо сознания. Совершенно другое происходит у человека в процессе его развития. Ему приходится сознательно вырабатывать свои приспособления, усваивая человеческий опыт, знания, умения. Следовательно, заключает Ушинский, ход приспособления у человека принял совершенно новое направление, принципиально отличное от всего органического мира. Решающая роль здесь принадлежит не органической наследственности, а исторической преемственности человеческих поколений, усвоению новым поколением достижений культуры, техники, выработанных предыдущими поколениями. В каком бы диком, самом первобытном состоянии, по его убеждению, ни рассматривать человека, всегда создается подозрение, что характерные факты его жизни уже не есть первичные, что в них многое изменено человеческой особенностью.

Удовлетворение даже одних и тех же инстинктов человеком и животным проходит по-разному. Человек осознает результаты инстинктивной деятельности. «Человек, руководимый инстинктом, создает общество, но потом, сознавая пользу общества для себя и его необходимость для всех людей, живущих и будущих, видоизменяет это общество сообразно своему пониманию, видоизменяет до того, что с первого раза кажется даже странным приписать основу этой чисто рассудочной работы слепому инстинкту...». Любое тонкое духовное чувство человека в своей основе имеет естественную основу, органический инстинкт. Именно этот, по образному выражению Ушинского, «великий голос природы» говорит всему живому, что оно только часть мира и что его бытие и благополучие обусловлены целым миром. История развития человека – это длительный процесс, все более и более отдаляющий его от животного мира, процесс преобразования животных инстинктов в «разумную идею», выражающуюся в «разумных потребностях». Этот процесс связан со всем общественным развитием человека, но решающее значение имеет активная деятельность самого человека, материальная и духовная, дающая ему возможность не просто приспосабливаться к среде, но приспосабливаться активно.

Человек делается тем, чем он становится, в результате влияния всей жизни в самом широком смысле этого слова, в том числе и воспитания. Это процесс не пассивного приспособления, подобно животным, а активного воздействия на среду. Социальное сообщество могло возникнуть только тогда, когда появились качества, свойственные только человеку, и их Ушинский называет духовными. У человека появляется язык как средство общения, наука и искусство. «Наука и искусство, – писал Ушинский, – возникают, когда накопление капиталов и изобретение орудий облегчают уже труд человека по удовлетворению потребностей телесной жизни...».


Полезное чтиво:
Условия жизни определяют жизнь и развитие человека
Характер воспитания и влияние его на развитие человека
Необходимость воспитания в обществе
Сущность науки и отражение внешнего мира
Приоритет научных знаний
Развитие педагогики по мнению Ушинского
Воспитание без педагогического опыта
Правила педагогики Ушинского
Роль психологии в педагогике
Задачи воспитания и образования

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства