Работа в журнале министерства просвещения

В 1859 – 1862 гг. К. Д. Ушинский при огромном сопротивлении начальницы Смольного института, почти всех прежних его преподавателей и воспитателей произвел реорганизацию института. Он уменьшил срок пребывания воспитанниц в этом закрытом заведении с девяти до семи лет, привлек группу молодых талантливых педагогов – В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского, Я. П. Пугачевского и др., уравнял объем знаний, даваемых воспитанницам как в «благородном», так и в «неблагородном» отделении, ввел отпуска для воспитанниц на каникулы и праздники к родителям, решительно изменил содержание образования и методы обучения, введя, в частности, преподавание естествознания и физики, повысил роль родного языка за счет иностранных. Сверх основных семи классов был введен двухлетний педагогический класс. На первом году обучения в этом классе воспитанницы наряду с общеобразовательными предметами изучали педагогику и методику; второй год в основном посвящен был педагогической практике. К. Д. Ушинский сам вел курс педагогики.

Е. Н. Водовозова дает запись одной из лекций Ушинского, содержательной, блестящей по форме, социально острой. Приведем небольшой отрывок из этой лекции:

«Уже с раннего возраста воспитатели должны развивать в ребенке потребность к труду, привить ему потребность в образовании и самообразовании, а затем внушить мысль о его обязанности просвещать простой народ, ваших крепостных, так называемых ваших рабов, по милости которых вы находитесь здесь, получаете образование, существуете, веселитесь, ублажаете себя мечтами, а он, этот раб ваш, как машина, как вьючное животное, работает на вас не покладая рук, недопивая и недоедая, погруженный в мрак невежества и нищеты».

Автор воспоминаний оговаривается, что это только слабый, бледный конспект лекции, изложенный в общих чертах.

Разумеется, что ни императрица, в ведении которой находился Смольный институт, ни начальница его не могли долго терпеть такого инспектора и педагога.

Работая в Смольном, К. Д. Ушинский, активно сотрудничая в различных журналах, привлекается к редактированию «Журнала министерства народного просвещения». Его побудил взять на себя эту нелегкую должность, очевидно, тот факт, что журналистика в те годы стала играть все большую роль в общественном движении, а «Журнал министерства народного просвещения», по оценке Ушинского, не имел своего лица, «был бесхарактерным», в нем печатались статьи, которые не принимались другими журналами. Задача состояла, как понимал ее Ушинский, в том, чтобы превратить этот журнал в педагогический и популярно-философский, предназначенный преимущественно для учителей гимназий и уездных училищ. «Я застал журнал, – писал К. Д. Ушинский, – в жалком виде: несмотря на свое разнообразное ученое содержание... он не имел подписчиков и, кроме того, январская книжка издавалась в марте месяце, а достигала провинции в июне.

Согласитесь, что поднять журнал, который выходил так в продолжение тридцати лет и который в продолжение этого времени публика привыкла считать официальным хламом, нельзя было надеяться ни в год, ни в два; тем более, что и в новом своем виде он должен был удерживать серьезный и притом специальный характер».

Принимая журнал, К. Д. Ушинский поставил два условия перед министром просвещения: во-первых, он будет проводить свою педагогическую теорию и на ее основе создавать соответствующие разделы в журнале; во-вторых, будет формировать общие убеждения в таком важном вопросе, как народное просвещение. Получив одобрение своих исходных позиций, Ушинский согласился редактировать журнал.

Прежде чем приступить к редакторской деятельности, К. Д. Ушинский пишет «Программу и проспект издания «Журнала министерства народного просвещения» под новой редакцией». В этой программе новый редактор раскрывает свое педагогическое кредо – «способствовать, сколько станет наших сил, образованию положительных общественных убеждений в области народного просвещения распространением всякого рода педагогических сведений, знакомством с педагогической литературой и педагогической деятельностью других народов, собиранием и опубликованием фактов, выражающих современное состояние русского просвещения, обнародованием основательных мнений наших педагогов, поверкой этих мнений одних другими и сближением их в одно, по возможности, общее». По утверждению Ушинского, воспитание должно основываться на потребностях общества, определяемых современной жизнью, и на выводах науки, общей всем народам. В этом же документе К. Д. Ушинский развивал мысль о взаимосвязи педагогики с другими науками – физиологией, психологией, философией и историей.

В соответствии со своими взглядами на цель журнала он определил его направление, характер статей и установил четыре его отдела: I. Педагогика и дидактика; II. Вспомогательные науки; III. Критика и библиография; IV. Известная смесь.


Полезное чтиво:
Новый журнал под редакцией Ушинского
Отмена крепостного права в России
Состояние системы просвещения и политика
О чём писал Ушинский
Жизнь Ушинского за границей
Интерес к вопросам народного образования
Изменение устава гимназий
Учебник «Родное слово»
Система народного образования в тогдашних условиях
Теория воспитания Ушинского

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства