Различные виды деятельности в процессе обучения

«Нам кажется, – писал К. Д. Ушинский, – что трудно найти какой-нибудь другой предмет преподавания, более естественных наук способный развивать умственные способности и укреплять их силу в ребенке».

В процессе организованного учителем наблюдения следует заставить ребенка посмотреть повнимательнее на предмет, вопросами помочь вникнуть в его подробности. Этим самым даются не только знания о предмете, но возбуждается стремление к познанию нового, углубляется активный интерес, активная мыслительная деятельность ребенка, что составляет единственно прочное основание всякого развивающего и воспитывающего учения. «Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род. Всякое физическое явление есть также превосходнейшее упражнение для детской логики. Здесь ребенок наглядно и практически усваивает логические понятия: причины, следствия, цели, назначения, выводы и умозаключения и т. д.».

Рассматривая начальную школу как основу всей системы образования, от прочности которой зависит прочность всего здания народного образования, К. Д. Ушинский предупреждал, что словесно-книжная система обучения, господствовавшая в ней, не способствовала правильному развитию и воспитанию детей. Дети должны иметь дело с реальными вещами окружающего их мира, а не только с их словесными символами. Идея великого русского педагога состояла в том, чтобы в первоначальном обучении развитие наблюдательности над реальными предметами и явлениями в сочетании со словом, развитием речи, успешно способствовало общему развитию ребенка. Эта идея успешно им была воплощена в его учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово».

Обучение успешно может реализовать свои развивающие, воспитывающие возможности только в том случае, если оно организуется на природосообразной основе, учитывает возрастные психофизические особенности учащихся. В правильно поставленном учении сочетаются, с одной стороны, строго продуманная деятельность учителя, поставляющего материал для учения и направляющего труд ученика, с другой – активная деятельность самого ученика на основе собственного опыта. Недостаток деятельности, активности учеников неизбежно порождает скуку. Этот недостаток вызывается тем, что на уроках ученик не получает нужного и в то же время доступного материала для своей умственной деятельности. Скука возникает как от однообразия впечатлений, так и от слишком большого разнообразия их. «Явления эти противоположны; но причина скуки при этих явлениях одна и та же. В первом случае душа наша чувствует недостаток деятельности от недостатка представлений; во втором – от слишком большого обилия и столь быстрой перемены их, что мы не успеваем с ними справиться, не успеваем вводить их в ассоциации наших, уже готовых представлений».

Роль интереса в обучении, подчеркивал великий педагог, нельзя сводить только к занимательности, развлекательности. Такого рода «интересующее обучение» превращается в забаву, не дает упражнений для воспитания воли и мышления и, следовательно, как крайность вредно. Стремясь делать учение для ребенка в меру занимательным, нельзя забывать, что оно требует от детей точного исполнения и незанимательных внешне задач. Интерес в этом случае появляется в ходе решения учебных задач.


Полезное чтиво:
Умственный труд – самый важный вид деятельности
Какой должна быть система получения знаний
Значение повторения в процессе обучения
Воспитание в процессе деятельности ребёнка
Важность активности ученика в процессе обучения
Приобретение знаний и формирование убеждений
Особенности периода юности
Система знаний и убеждений современного человека
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте
Влияние личности учителя

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства