Развитие педагогической мысли и антропология

Подзаголовок «Опыт педагогической антропологии», который К. Д. Ушинский дал своему научному труду «Человек как предмет воспитания», указывает на определенное стремление автора к новому, материалистическому решению вопросов воспитания. В этой своей капитальной работе К. Д. Ушинский на основе развития всех наук о человеке стремился показать и общественно-философские и психолого-физиологические основы воспитания. Здесь им предпринята небезуспешная попытка рассмотреть развитие человека на основе наук биологических и социальных, определить законы его развития и воспитания исходя из объективных данных, а не из какого-то божественного веления или спекулятивных утверждений. Развитие человека, показал автор «Педагогической антропологии», не является просто естественным процессом, определяемым внутренними особенностями и закономерностями вне воздействия среды и воспитания. Материальный мир есть источник знания, а «материя, или, вернее сказать, движения материи, явились для человека причиною всех тех ощущений, которые он испытывает независимо от своего произвола». Такое утверждение ясно показывает, что К. Д. Ушинский выступает против всяких голых абстракций в построении педагогической науки, и в его работах мы видим много исключительно острой и сильной критики, направленной против педагогов-идеалистов, в первую очередь против Гербарта и Бенеке, за формальные, спекулятивные педагогические и психологические системы.

К. Д. Ушинский едко иронизировал по поводу утверждения вульгарных материалистов, что будто развитие душевной деятельности ребенка обусловливается все большим и большим остатком сил, вырабатываемых из пищи. К таким материалистам он относил и позитивистов, не рассмотрев в позитивизме разновидности идеализма. К. Д. Ушинский решительно отказался признать такой «материализм» философской основой своей педагогической системы. Вместе с тем он понимал односторонность и ошибочность идеалистических философских систем. «Что же касается, – писал он, – до попыток вывести все знания человека из созерцания души, попыток, родоначальником которых считают Платона, то мы видели в философии Гегеля и Шеллинга, до каких бесплодных фантазий может достичь мысль человеческая, оторвавшись от опыта и наблюдения». Даже диалектический метод в системе Гегеля Ушинский считает далеко не совершенным, отмечая, что «Гегель злоупотребляет им, что противоречия, им находимые, натянуты и лишены основания, что примирение многих противоречий – только кажущееся».

К. Д. Ушинский не считал поэтому возможным положить в основу своей педагогической системы идеализм. Научная педагогика, по его мнению, должна строиться на основе такой философии, которая правильно бы объясняла и духовную жизнь человека, и явления природы.

Каждый раздел «Педагогической антропологии», почти каждая глава ее начинаются с критики философских, психологических и педагогических систем. К. Д. Ушинский критикует идеализм и позитивизм с материалистических позиций. Это, конечно, не означает, что сам К. Д. Ушинский был последовательным материалистом- монистом.

Свою «Педагогическую антропологию» К. Д. Ушинский начинает с определения места человека в природе. Он рассматривает мир как единое целое. Человека он рассматривает как часть природы. Человек, как и всякий живой организм, развивается. Но мало признать человека за развивающийся организм, за часть природы. Надо объяснить причины развития человека. В этом объяснении К. Д. Ушинский выступает против идеалистического понятия «жизненной силы» как двигателя развития человека. Он прямо говорит об антинаучности такого объяснения: «Прежнее понятие о «жизненной силе», как о каком-то отдельном существе, непостижимою деятельностью которого объясняли все, чему причины не знали в организме, – теперь, как кажется, навсегда оставлено, и с большою пользою для науки, которой, во всяком случае, лучше прямо иметь дело с нерешенными вопросами, чем с обманчивыми объяснениями».

Если какая-то таинственная «жизненная сила» не может быть признана основой развития человека, то оно не может быть заменено механистическим объяснением. К. Д. Ушинский резко критикует французского физиолога Клода Бернара, отождествлявшего организм человека с машиной. Развитие человеческого организма, с точки зрения Ушинского, происходит по внутренним закономерностям – механическим, физическим и химическим. Свойство развития человека Ушинский объясняет силой развития, причем оговаривается, что в термине «сила развития» есть много неясного, но что пока наука не может обойтись без этого или подобного термина по причине своей слабости. Следовательно, понятие «сила развития» не имеет у него ничего общего с утверждением виталистов о какой-то особой нематериальной «жизненной силе», деятельностью которой они объясняли развитие организма.


Полезное чтиво:
Движение материи и сила чувства
Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского
Споры о материализме и схоластике в педагогике
Опыт антропологии в науке о воспитании
Что писал Чернышевский о мировоззрении
Роль философии в науке о воспитании
Что нужно для развития образования
Роль наследственности в процессе воспитания и образования
Задатки наклонностей передаются по наследству
Процесс развития человека в нашем мире

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства