Развитие педагогики по мнению Ушинского

К. Д. Ушинский с сожалением отмечал, что в его время исключительно редко можно было встретить учителей, имевших собрание сочинений классиков педагогики. «...Чаще встречали мы, – писал он, – таких педагогов- практиков, которые с презрением отзывались о педагогической теории и даже питали какую-то странную вражду к ней, хотя самые имена главнейших ее деятелей были им вовсе неизвестны или известны только по слуху».

К. Д. Ушинский высмеивал тех «теоретиков» педагогики, которые излагали свои положения в отрыве «от пестроты жизненных явлений», стараясь тем «возвыситься от абстрактных начал воспитания», изображали жизнь идеальной, без учета сложности жизненных явлений, условий общественной среды, социальных отношений. Он имел при этом в виду тех, кто обосновывал официальную политику самодержавия в области народного образования. Без учета всей «пестроты жизни», отмечал К. Д. Ушинский, педагогика не могла правильно развиваться. Приспособление ее к установившемуся общественному режиму России того времени, режиму деспотическому, было неприемлемо для просветителя-демократа.

До К. Д. Ушинского и после него педагогику определяли, как науку о воспитании детей. У него предмет воспитания – человек. Эту мысль К. Д. Ушинский проводит строго последовательно во всех своих основных работах, уделяя, конечно, особое внимание воспитанию детей. Совершенно не случайно он свою фундаментальную работу назвал «Человек как предмет воспитания». Но дело не только в названии работы, но и в раскрытии ее содержания. В ней речь идет о человеке как целостной личности независимо от возраста.

Современная К. Д. Ушинскому педагогика находилась, как это он отмечает и сам, в зачаточном состоянии. Приступая к теоретической разработке педагогических проблем, К. Д. Ушинский увидел, что педагогическая литература в России была крайне бедна и бессодержательна: «...две-три слабые попытки педагогических курсов, мало кому известные, ни одного сколько-нибудь замечательного сочинения, не только оригинального, но даже переводного, десятка два педагогических статей, из которых большая часть принадлежит к числу речей, сказанных ех officio, ни одного педагогического журнала».

Педагогика, но словам Ушинского, развивалась крайне медленно, потому что народное образование находилось в загоне, его собственно почти не было, а если и существовало, то в самом элементарном виде. Кроме того, отмечал Ушинский, очень слабо были развиты науки о человеке, из которых педагогика должна черпать данные для понимания законов воспитания. В педагогике, утверждал он, больше голословных наставлений и очень мало установлено законов. Совершенно недостаточно обобщается педагогический опыт, который к тому же весьма мал в силу слабого развития народного образования. «Всякая наука основана на опыте, раскрывающем для ума содержание факта. Но не собрание опытов составляет науку, а только те законы, которые выясняются опытом; таких же законов педагогика насчитывает весьма мало, да и те принадлежат другим наукам».

Педагогика развивалась, по мнению К. Д. Ушинского, крайне медленно и потому, что к проблемам воспитания не было привлечено общественного внимания. Общество было занято чем угодно, но только не тем, чтобы на научной основе воспитывать подрастающее поколение. Общественно-педагогическое движение, привлекшее внимание передовых людей к проблемам воспитания, было в конце концов заглушено сверху, правительством.


Полезное чтиво:
Воспитание без педагогического опыта
Правила педагогики Ушинского
Роль психологии в педагогике
Задачи воспитания и образования
Какой должна быть наука о воспитании
Важное значение научной педагогики
Труд – высшая форма человеческой деятельности
Значение труда в жизни человека и общества
Деятельность человека в условиях свободы
Значение физического труда в жизни человека

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства