Родной язык – отражение жизни народа

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа».

Новые поколения, свободно усваивая родной язык, вместе с ним усваивают культуру, плоды мысли предшествующих поколений. В языке народа новые поколения видят «следы труда сильно сосредоточенной мысли, бездну необыкновенной чуткости к тончайшим переливам в явлениях природы, много наблюдательности, много самой строгой логики, много высоких духовных порывов и зачатки идей, до которых с трудом добирается потом великий поэт и глубокомысленный философ». По утверждению К. Д. Ушинского, вся современная литература и искусство своими источниками имеют народный язык. Язык есть самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое.

К. Д. Ушинский называет родной язык удивительным педагогом, который учит очень многому, и учит очень легко, основательно. Язык будит мысль ребенка, формирует множество понятий, взглядов, развивает логическое мышление. «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог – родное слово!».

Родное слово, этот удивительный педагог, объясняет ребенку «природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

В том же 1861 г., когда была опубликована статья «Родное слово», которую можно было бы назвать философско-лингвистической, психолого-педагогической поэмой, Ушинский издает учебную книгу в двух частях «Детский мир и Хрестоматия», предназначенную для классного чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института. В книге содержался значительный для тех лет естествоведческий, исторический и литературно-художественный материал. На этом .материале автор стремился помочь развитию родной речи у учащихся начальных классов.

Первая часть «Детского мира» состояла из трех отделов. Открывалась она отделом «Первое знакомство с детским миром», где помещены рассказы о временах года и о человеке. Отдел второй – «Из природы» – был самым большим, содержал значительный природоведческий материал. В третьем разделе – «Первое знакомство с родиной» – в виде отдельных исторических картин-эпизодов излагалась родная история. Хрестоматия включала высокохудожественные рассказы, басни, стихи. Вторая часть «Детского мира» состояла из четырех разделов: «Из природы», «Из русской истории», «Из географии», «Первые уроки логики». Хрестоматия имела два отдела – «Стихи» и «Проза».


Полезное чтиво:
В языке – душа и история народа
Система грамматики в первоначальном образовании
Учебник для чтения «Родное слово»
Лучшие методы усвоения родной речи
Какой материал содержит учебник
Особое внимание – чтению сказок
Значение книги для чтения, созданной Ушинским
Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер
Значение и характер игры в жизни ребёнка
Соответствие игры возрасту ребёнка

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства