Роль естествознания в процессе просвещения

Великий русский педагог понимал всю необходимость изучения гуманитарных, общественных наук в школе. Для него было ясно, что наука используется господствующими сословиями в корыстных целях, в ряде случаев фальсифицируется, часто используется в целях утилитарных. Наука, отмечал он, способствует развитию промышленности, а следовательно, росту богатства, по богатство это принадлежит небольшой социальной группе. «Меркантильное направление нашего века, – писал он, – постоянно усиливающее свой натиск, проникло не только во все слои общества, во все сферы жизни, но даже в науку и в школу». Это проявляется, по его мнению, в частности, и в том, что гуманитарные науки уступают место утилитарно техническим, философия, играющая важную роль в умственном образовании, низведена до уровня такого, что трактует в лице Фогта и Молешотта вульгарно назначение человеческой жизни и деятельности. «Отказавшись от своего достоинства, наука старается подделаться под жизнь и становится рабой промышленности, которой прежде бросала только крупицы со своего пышного стола. Но если промышленность будет вести за собой науку, то по чьим же следам сама промышленность будет идти? Куда приведет она человека?».

В условиях российской действительности того времени К. Д. Ушинский вместе с тем со всей страстью боролся за то, чтобы в содержании школьного образования были достойно представлены естественные науки, которые министерство просвещения или стремилось совсем изгнать из школы (народной), или допускало в гимназиях в жалком фальсифицированном виде. Естественные науки с особой силой испытывали на себе удары охранительной политики царского правительства, которое считало их рассадниками материализма и революционности. Именно в противовес им укреплялась сверху классическая система среднего образования. Гонение на естествознание, усиление классицизма как средства отрыва от бурной жизни, осуществляемое министерством народного просвещения, К. Д. Ушинский рассматривал как проявление диких фантазий министров, особенно Д. А. Толстого. Но, разумеется, эти дикие фантазии были политикой самодержавия, реакционного монархического строя, где министры просвещения были ревностными ее исполнителями, проводниками в жизнь.

К. Д. Ушинский, отстаивая полноценное преподавание естественных наук в школе, высказал свое бескомпромиссно положительное отношение к учению Чарльза Дарвина. Он смело утверждал, что дарвинизм делает естествознание наукой в подлинном смысле слова и что в целях воспитания совершенно по-иному следует использовать естествознание в свете дарвиновского учения. «Мы, напротив, желали бы, насколько станет у нас сил, оказать услугу не Дарвину, конечно, который в ней не нуждается, но успеху его учения у нас, показав всю бессмысленность тех тупоумных криков против естествознания, которые так часто слышались у нас в последнее время, конечно, от людей столько же невежественных в естествознании, сколько и достаточно наглых, чтобы с уверенностью говорить о вреде или пользе того, чего они вовсе не знают. Учение Дарвина... придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его могучим образовательным предметом для детства и юности... Прискорбно видеть, что положительное тупоумие одних и лихорадочный бред других не позволяют идее Дарвина принести в области воспитания всей той практической пользы, которую она принести может» (9, 378). В условиях царской России это была смелая оценка.


Полезное чтиво:
Система естественных наук в народной школе
Значение естественных наук в развитии детей
Критика тогдашней системы образования
Что даёт освобождение крестьян
Значение игры и труда в школе
Ведущая роль труда в процессе образования
Роль и место родного языка в образовании и обучении
Значение родного языка в жизни человека
Язык – результат наследования поколений
Роль родного языка в формировании личности

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства