Роль философии в науке о воспитании

Идеалистическая философия, по справедливому утверждению Ушинского, лишила естественные науки возможности методологического подхода к объяснению явлений природы, а отсутствие научной философии «повело к самой беспорядочной мечтательности в естественных науках». Ошибка гегелевской философии, подчеркивал он, состояла в том, что все развитие определялось развитием духа. На самом же деле все наши идеи, казавшиеся совершенно отвлеченными и прирожденными человеческому духу, выведены нами из фактов, сообщенных нам внешней природой и воспринятых органами чувств; без опыта дух человеческий не может сделать ни шага в своем развитии. Заслуга материалистической философии, ее лучших представителей, состоит в том, что она «много положительного внесла и продолжает вносить ...в науку и мышление; искусство же воспитания в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению изысканий, преобладающему в последнее время». К. Д. Ушинский со всей определенностью утверждал, что «современный материализм в лучших своих представителях доказал вполне истину, высказанную Локком несколько преждевременно и без точных доказательств, что во всем, что мы думаем, можно открыть следы опыта и что ничего нет в разуме, что не прошло бы прежде через чувства».

«Педагогическая антропология» К. Д. Ушинского – это не только психолого-педагогическая работа, а прежде всего философско-методологическая. Эта работа, конечно, и физиологическая, хотя физиология делала тогда только первые шаги в науке. В раскрытии понимания антропологии выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский выразил свое творческое отношение к этому философскому принципу.

В. И. Иванов в конспекте книги Л. Фейербаха «Лекции о сущности религии» отмечал, что термин Фейербаха и Чернышевского «антропологический принцип» в философии узок. «И антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания материализма».

Антропологизм Ушинского отражает стремление к научному решению вопросов обучения и воспитания с позиции материалистических, хотя во многом и непоследовательных.

Великий русский педагог впервые понял необходимость всестороннего изучения человека для его всестороннего образования и воспитания. В истории развития педагогической мысли впервые была поставлена фундаментальная проблема необходимости изучения, раскрытия и понимания природы человека во всех ее сложных аспектах. Если до Ушинского философская антропология в лице ее идеалистических представителей (Кант) была теорией внутренней, психической жизни человека, а в лице ее материалистических представителей (Фейербах) человек рассматривался преимущественно как биологическое существо, вне связи с конкретно-историческими общественными отношениями, то К. Д. Ушинский сумел ближе подойти к правильному решению этой большой принципиально важной проблемы. Он брал человека как предмет воспитания во всем многообразии его отношений с себе подобными, социальной средой и природой. Антропология изучает человека в первую очередь как организм, возникший в процессе эволюции. Но необходимо помнить, подчеркивал Ушинский, что жизнь человека связана с социальной средой и педагогическая антропология в силу этого должна осуществить необходимый синтез биологических данных с данными, полученными в сфере гуманитарных наук – философии, психологии, лингвистики, литературы, искусства, истории, археологии.

По глубокому убеждению К. Д. Ушинского, необходимо согласованное изучение человека многими науками. Только при координации усилий со стороны представителей различных наук может быть раскрыта природа человека, естественная и духовная, и научно определено направление в его дальнейшем развитии. Воспитатель, владея данными наук, «должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, – а средства эти громадны!».


Полезное чтиво:
Что нужно для развития образования
Роль наследственности в процессе воспитания и образования
Задатки наклонностей передаются по наследству
Процесс развития человека в нашем мире
Условия жизни определяют жизнь и развитие человека
Характер воспитания и влияние его на развитие человека
Необходимость воспитания в обществе
Сущность науки и отражение внешнего мира
Приоритет научных знаний
Развитие педагогики по мнению Ушинского

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства