Роль искусства в процессе воспитания

Мы встретим у К. Д. Ушинского утверждения, что для развития эстетических чувствований человека существенную роль играет его «врожденное стремление к совершенству, к красоте», чем он коренным образом и отличается от животного. Это врожденное стремление побуждало, по словам Ушинского, уже первобытного человека, дрожавшего от холода и голода, думать не только о еде и жилище, но украшать свое тело цветными раковинами, слагать песни, выдалбливать дудку, создавать магические танцы, с большим трудом, но искусно выделывать из камня и из дерева идолов.

В основе искусства, отмечает К. Д, Ушинский, лежат чувства человеческие, связанные с душевной деятельностью человека. Ни чувства без душевной рассудочной деятельности, ни рассудочная деятельность без душевных чувств не создадут искусства. Мир прекрасного, облагораживающего человека, воспринимается преимущественно через чувства, точно так же как и мир мерзости и подлости. Наука познает мир через понятия, а искусство – через образы. Это положение К. Д. Ушинского об искусстве как образном познании мира особенно важно, так как образы, правильно подчеркивает он, создаются из ощущений внешнего мира, существующего объективно. Развитие искусства К. Д. Ушинский объясняет с материалистических позиций.

Во все времена искусство вызывается к жизни чисто человеческими потребностями, развивается в связи с потребностями общества, отражая его жизнь. «Искусство тоже подвергается закону предложения и требования: если нет требования, то и не будет и предложения». Каждая эпоха, каждый период в развитии человечества создают свое неповторимое искусство, так как по-своему видят и отображают мир. Искусство переходит от поколения к поколению, и его неповторимость поражает человека последующих эпох.

Оценивая искусство античной Греции, К. Д. Ушинский писал, что эта небольшая страна могла достичь такого совершенства в литературе и искусстве, что последующие поколения черпают из него, как из дара бессмертия. Греческая культура оказала огромное влияние на все народы мира. «Мы знаем, – писал К. Д. Ушинский, – что тупые победители Греции из нее только извлекли и свою поэзию и свою философию. Греческий мудрец образовал средневековую схоластику; статуи Греции вдохновили Рафаэля и Микеланджело, – греческие писатели оживили литературу пятнадцатого столетия, а греческая скульптура воспитывает современных поэтов и скульпторов». Античное искусство Греции, по его утверждению, неповторимо потому, что оно отражало жизнь и потребности этого древнего народа и его мифологию. Греки требовали статуй и для религиозных обрядов. Их религия была чувственной и искала повсюду воплощения в камне. «Необыкновенная образность греческой мифологии питала воображение и обогащала искусство. Ни в одной языческой мифологии <мы не видим такого собрания восхитительных идеалов человеческой и природной красоты».

Умственное направление средних веков вначале увлеклось теологией и войнами, а поэтому шум рогов и оружия «заглушил голоса поэтов». Позднее наступило такое время, когда потребовались картины, и кисть Рафаэля оживила полотно.

По глубокому убеждению К. Д. Ушинского, искусство плодотворно лишь тогда, если оно отражает чаяния народа и служит ему. В условиях несправедливо устроенного общества искусство может служить как средством закабаления народа, так и просто модой или пустым наслаждением. В статье «Сейденгемский дворец» он, описывая виллу богатого римлянина, вскрывал весь вред сибаритизма в жизни и искусстве.

«В такой-то вилле, – писал К. Д. Ушинский, – Цицерон, наряженный в праздничный, пурпуровый костюм и увенчанный цветами, торжествовал изгнание Каталины, или Цезарь, окруженный лестью, возвратившись из последней кампании, расхваливал изумительных устриц или потешался над тупоумием британских рабов. Здесь мог жить человек, покоривший мир только затем, чтобы потом наслаждаться на покое улитками, дроздами, языками фламинго, соловьиными мозгами и проч. В такие-то роскошные уголки римского мира удалялся человек, наскучивший императорскою столицею, – удалялся, окруженный забавною толпою странствующих жидов, шумных гладиаторов, египетских фокусников, испанских танцовщиц, сирийских ворожей, маврских невольников, иллирийских носильщиков. Полулежа в одной из этих роскошных комнат, какой-нибудь патриций, дремля, глядел на ясную синеву неба и улыбался, когда морской ветерок доносил к нему из сада благоуханье фиалки...».


Полезное чтиво:
Воспитание эстетических чувств
Форма и содержание искусства
Важность изучения народных произведений
Большое влияние детской книги
Значение роли искусства в жизни ребёнка
Каким должно быть эстетическое воспитание в школах
Ушинский и общественно-педагогическое движение
История и развитие педагогической мысли
Состояние учебных заведений
Годы учёбы Ушинского в гимназии

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства