Роль правильного воспитания в жизни человека

Подчеркивая, что фактическая наука должна развиваться вне всякой религии, К. Д. Ушинский вместе с тем писал: «Но из этого никак не выходит, чтобы науки психологические, науки, имеющие своим предметом жизнь души человеческой, к которым мы причисляем и всю обширную систему исторических наук, могли бы не знать о существовании религиозных систем...». Но это уже другая постановка вопроса. Он говорит о необходимости их изучения, о влиянии этих систем на нравственность, ставит вопрос о том, почему религиозные взгляды многих народов различны. В этом плане, подчеркивал он, следовало бы изучить различные религиозные системы, проследить причины возникновения и распространения «религии слабых и угнетенных». «Тот оказал бы величайшую услугу науке, кто изучил бы все известные религиозные системы специально с психологической целью, чтобы узнать, какой душевной потребностью может быть объяснено распространение каждой из них».

С позиций своей идеи народности, позиций исторических, глубоко патриотических, подходил К. Д. Ушинский к проблеме воспитания вообще и к проблеме нравственного воспитания в особенности. В основе воспитания любого народа лежит особенная идея о человеке, каким он должен быть по понятиям народа на определенном историческом этапе. Нравственные понятия и представления также подвержены изменению в процессе исторического потока. Идеал человека в педагогической системе К. Д. Ушинского – идеал земной, жизненный, динамичный.

Выделяя роль школы в нравственном воспитании человека, К. Д. Ушинский правильно подошел к пониманию зависимости школы и всей ее деятельности от общественных условий жизни. Он совершенно правильно утверждал, что воспитание нельзя изолировать от жизни, от общества. Такая абстрактная система воспитания, подчеркивал он, действует гораздо слабее, чем конкретные условия жизни. «Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая его со всех сторон жизнь не имела на него влияния. Она постоянно будет вносить свои убеждения и в учителей, и в учеников...».

Говоря о нравственном в жизни людей, великий русский педагог соединял его с эстетическим, утверждая, что все подлинно нравственное есть в то же время эстетическое. Моральное к эстетическому относится у него, как вид к роду. «Я бы, – писал К. Д. Ушинский, – определил мораль так: все эстетическое в отношениях между людьми. Изящное в поступках человека и есть мораль. Изящное не может быть безнравственно, и нравственное не может быть неизящно. Смердящая рана, полученная в добровольном подвиге, изящна и трогает, как высокое, сердце человека». В связи с этой своей установкой он, опираясь на идею народности и патриотизма в воспитании и литературе, особую роль в нравственном развитии отводил устному народному творчеству и художественной литературе. Начиная с лучших образцов народных песен, пословиц, поговорок, сказок, этих многовековых воспитателей народа, и кончая драмой и романом, выражаются, по его словам, убеждения народа в том, каким по его понятиям должен быть человек и каким он быть не должен. Большую силу нравственного влияния на ребенка К. Д. Ушинский признавал, в частности, и за баснями И. А. Крылова. В литературе подлинно художественной и народной идеальный герой украшается лучшими качествами, но не превращается в человека «не от мира сего». Такого бесплотного героя народ не воспримет и никогда не увидит в нем идеальных черт. Литература окажется мощным фактором нравственного патриотического воспитания, если будет выражать общественную жизнь народа со всеми ее противоречиями и борьбой. Именно такой должна быть современная литература – объясняющей внутренний смысл общественной жизни и ее явлений, как это в свое время делали творения классических писателей для объяснения истории Греции и Рима.

покровский таунхаусы


Полезное чтиво:
Нравственное начало идёт из семьи
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества
Формирование нравственных убеждений
Воспитание патриотизма в школе
Эстетическое воспитание как часть духовного развития человека
Роль искусства в процессе воспитания
Воспитание эстетических чувств
Форма и содержание искусства
Важность изучения народных произведений
Большое влияние детской книги

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства