Роль психологии в педагогике

Идеи естественных наук и наук о душе, утверждал К. Д. Ушинский, должны с детства соединяться в воспитании человека, хотя строго научная теория образования и воспитания использует данные не только философии, физиологии и психологии, но и других наук, изучающих человека и человеческое общество.

Воспитательная деятельность, как и всякая разумная человеческая деятельность, имеет свой предмет, цель и средства. Предметом воспитания, а это значит и предметом педагогики является, по определению К. Д. Ушинского, «правильное развитие человеческого организма во всей его сложности, в его растительных, животных и чисто человеческих процессах». В этом определении предмета педагогики с антропологических позиций необходимо отметить важное утверждение: предметом педагогики (воспитания) является правильное развитие человеческого организма не в строго детском его возрасте. Дальнейшее пояснение К. Д. Ушинского не вызывает по этому поводу никаких сомнений. «Всякое развитие, – утверждает он, – совершается во времени и имеет свои периоды». К периодам человеческого развития он относит младенчество, детство, отрочество, юность и возмужалость. Воспитывается и развивается индивид и для него самого, и для общества.

Главную основу педагогики в обширном смысле слова составляет «изучение человеческой природы в ее вечных основах, в ее современном состоянии и в ее историческом развитии». В этом антропологическом утверждении важно отметить подход к человеку как к целостному организму и историческому процессу становления человека. Такой подход дает возможность избежать односторонности и узости в воспитании. Пределы воспитания здесь даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях влияния общественной среды.

Педагогика как научная основа воспитания и образования призвана организовывать процесс формирования и развития человека и управлять этим процессом. Без знания закономерностей физического и духовного развития человека здесь обойтись нельзя. Эти закономерности изучают физиология и психология. В свою очередь, педагогический процесс дает обильный материал для физиологов и психологов.

Практическая педагогическая деятельность предполагает предварительное знакомство со строением и развитием человеческого организма, знакомство с физиологией. «Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать на физическое развитие индивида... Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще не черпало. Пересматривая психические факты, добытые в разных теориях, мы поражаемся едва ли еще не более обширною возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке, и точно так же поражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которою уже воспользовалось воспитание».

Вместе с тем великий педагог с горечью отмечал, что современная ему физиология была оторвана не только от педагогики, но и от психологии. «Весьма странно, – писал он, – то презрение, с которым иные физиологи относятся к психологии. Неужели трудно понять, что вся физиология нервной системы находится в такой зависимости от психических самонаблюдений, что физиолог, говоря о чувствах, желаниях, произволе и т. п., должен, по крайней мере, иметь определенное понятие о том, что он говорит? Психологическое невежество многих физиологов и есть главная причина тех ложных миросозерцаний, которых насоздавалось в последнее время такое множество».


Полезное чтиво:
Задачи воспитания и образования
Какой должна быть наука о воспитании
Важное значение научной педагогики
Труд – высшая форма человеческой деятельности
Значение труда в жизни человека и общества
Деятельность человека в условиях свободы
Значение физического труда в жизни человека
Подготовка к труду как цель воспитания
Важность стремления человека к цели своей деятельности
Единство физического и умственного труда

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства