Роль родного языка в формировании личности

Творцом языка является народ, неоднократно подчеркивал великий педагог, а не отдельная личность, какой бы гениальной она ни была. Любая личность стоит ниже народа. Исходя из своих позиций понимания народности, он писал: «Да, язык, который дарит нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы она образованна и развита ни была, как бы ни была она богато одарена от природы, перед великим народным организмом».

Язык народа – это не просто средство общения. Конечно, эту функцию он выполняет прежде всего. В языке отражаются результаты жизни каждого народа, жизни многих и многих его поколений. Вот почему К. Д. Ушинский считал необходимым бережно относиться к родному языку, не коверкать его, понимать суть исторического словообразования, не навязывать языку какой-то субъективной логики. «Не раз приходится благодарить народный язык, что он не поддался улучшениям логики и вопреки ей сохранил свои кажущиеся нелогичности, которые вдруг оказываются потом глубоко логическими. Язык народа – источник для языка науки, и взрезать его логическим ножом может оказаться тем же, что взрезать курицу, несшую золотые яйца. Должно изучать язык народа, выносить из него язык современной науки, но не ломать в головах детей народный язык по своей временной логике».

К. Д. Ушинский был крупным знатоком русского народного языка. Если даже вспомнить его самые ранние работы, такие, как «Поездка за Волхов» (1852) и «Труды Уральской экспедиции» (1853), то в них уже нетрудно заметить много изумительно тонких лингвистических наблюдений.

Русский язык, как постоянно подчеркивал педагог-патриот, является неисчерпаемо богатым. Он гибок и точен, на нем легко определить нее понятия; он необычайно синонимичен, но в нем сколько угодно антонимов; он идиоматичен и лаконичен. «Русский язык – это бесконечное море, питающееся из бесчисленного множества неиссякаемых родников – бесчисленного множества наречий, которые все несут ему дань свою, очищаемую и соединяемую в одно органическое целое в горниле истории. Нам кажется, что филология весьма мало обращает внимания на значение Москвы, этого сердца России, созданного историею, в образовании русского языка. Московское наречие, легшее в основу нынешнему литературному языку, по своему образованию и богатству, по своей чистоте и гармонии настолько выше окружающих его разноречий, что мы никак не можем допустить мысли, чтобы оно искони принадлежало небольшому славянскому племени, забравшемуся на берега Москвы и Клязьмы, в средину чудских племен».

Таков генетический подход к языку, такова связь между историей народа и развитием его языка. Через родной язык связываются отжившие, живущие и будущие поколения народа. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, историю тысяч предшествующих поколений. Изучая родной язык, ребенок учит не условные звуки, но впитывает духовную жизнь народа. Родное слово объясняет ребенку окружающую его природу, знакомит с деятельностью и характером людей, с обществом и его историей, дает представления и понятия о нравственности и эстетике. Язык – величайший народный наставник, учивший народ тогда, когда еще не было книг. Знания родного языка дают возможность понять идеологию и психологию народа.


Полезное чтиво:
Родной язык – отражение жизни народа
В языке – душа и история народа
Система грамматики в первоначальном образовании
Учебник для чтения «Родное слово»
Лучшие методы усвоения родной речи
Какой материал содержит учебник
Особое внимание – чтению сказок
Значение книги для чтения, созданной Ушинским
Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер
Значение и характер игры в жизни ребёнка

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства