Роль внешнего мира для развития детей

Если наш мыслительный процесс состоит из того, что дает внешний, ощущаемый мир, то именно этим определяются правильность выводов, обобщений и формирование понятий. Верность восприятия внешнего мира определяет объективность и правильность выводов. Если данные, воспринятые нами из внешнего мира, будут неверны, то и выводы будут ложны. «Отсюда вытекает обязанность для первоначального обучения – учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса», – подчеркивал К. Д. Ушинский.

Но наблюдательность развивается, подготовляется. Предметы внешнего мира не окажут должного воздействия на ребенка, если развитием наблюдательности не руководить. Природа ребенка в смысле ее восприятия необычайно гибка и пластична. По утверждению Ушинского, в первые семь или восемь лет жизни память ребенка усваивает столько, сколько она не усваивает во всю нашу жизнь. «В это время мы приобретаем именно большую часть той громадной массы сведений, которая обща всем людям и которая, по замечанию Руссо, гораздо более массы сведений, принадлежащих только ученым».

Детская природа, так быстро и непосредственно реагирующая на внешнее воздействие, впитывающая в себя, как губка, внешнее влияние, все нее по-своему, по- детски воспринимает воздействие внешнего мира. Читая, например, описание природы, отмечал Ушинский, взрослые говорят с чувством наслаждения о том, как красиво, верно и метко оно сделано. Но этим мы только подтверждаем, продолжал он, что писатель вызвал в нас те самые ощущения, которые мы сами испытывали при непосредственном восприятии картин природы. Но вот Руссо, воспитывавший своего Эмиля на лоне природы, осуществляя свое естественное воспитание, «поставив своего воспитанника перед великолепной картиной солнечного восхода, ошибся в своем расчете. Дитя осталось хладнокровным к той картине, которая приводила в восторг Руссо. Картина была слишком велика и слишком сложна для души ребенка. Ему надобно было переиспытать много мелких ощущений, чтобы из них могло сложиться то обширное, какого ожидал Руссо».

Наглядность не самоцель. При наглядном обучении, предупреждал К. Д. Ушинский, знакомство с самим предметом служит развитию мышления, играет вспомогательную в этом процессе роль: «... главную же цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логичности и уменье верно выражать в словах свои наблюдения и логические из них выводы... Вот почему совершенно ошибочно отделять наглядное обучение от обучения отечественному языку. При таком насильственном разделении двух предметов в первоначальном обучении наглядное обучение теряет свою главную цель, а обучение отечественному языку – самую прочную свою основу, уменье зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения, в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».


Полезное чтиво:
Важность участия всех органов чувств
Различные виды деятельности в процессе обучения
Умственный труд – самый важный вид деятельности
Какой должна быть система получения знаний
Значение повторения в процессе обучения
Воспитание в процессе деятельности ребёнка
Важность активности ученика в процессе обучения
Приобретение знаний и формирование убеждений
Особенности периода юности
Система знаний и убеждений современного человека

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства