Система естественных наук в народной школе

Определяя круг предметов изучения в школе, К. Д. Ушинский считал, чтобы гимназический курс образования завершался изучением антропологии. «Изучение естественных наук, – писал он, – должно быть завершено важнейшей из них – антропологией. Познание человека есть высшая задача науки, и антропология есть основная наука всех наук. Не знать самого себя есть величайший грех. Как гуманистическая, так и реальная гимназия должны познакомить своих воспитанников с устройством и жизнью их телесного организма и с деятельностью их духовной жизни».

Предметом особой заботы, как уже нами не раз отмечалось, особенно в главе четвертой, для К. Д. Ушинского была народная школа.

«...В основу всяких прочных улучшений в народном быте, в основу всякого движения вперед цивилизации сельского населения, – утверждал он, – должна, необходимо, неизбежно, лечь народная школа, которая бы, внося в наши села и деревни здравое первоначальное воспитание, открыла зрение и слух, душу и сердце народа урокам великих наставников человечества: природы, жизни, науки». Великий русский педагог со всей силой подчеркивал, что в народной (начальной) школе, где основой образования является родной язык, нужно не только учить читать, писать и считать, но и дать детям знания по истории своей родины и ее современной жизни, по естествознанию и географии. В народной школе необходимо также преподавать гимнастику, рисование и пение. «...Пора же, наконец, согласиться, – вновь и вновь подчеркивал он, – что детей учат не для того только, чтоб учить, а для того, чтоб сообщать им знания, необходимые для жизни, т. е. такие знания, обладая которыми можно быть полезным и себе и обществу».

В содержании первоначального образования (народной школы) К. Д. Ушинский изучению природы отводил особое место в связи с изучением родного языка. Это было новым явлением в развитии педагогической мысли о народной (начальной) школе. Природа, естественные науки, как уже отмечалось, не изучались с нужной основательностью даже в средних учебных заведениях. Первоначальное умственное образование, утверждал К. Д. Ушинский, должно начинаться с изучения естественных наук, так как логика природы наиболее доступна детям. Кроме того, естественные науки имеют всеобъемлющее значение и всестороннее влияние на все стороны практической жизни. Естествознание постепенно подводит к пониманию непреложных физических законов, использование которых делает человека более могущественным. На это, писал Ушинский, не обращала внимания старая стереотипная система воспитания. «Потомство будет стыдиться за нас, если мы не употребим средств против этого плачевного положения».

Широкие слои передовой интеллигенции, особенно в 60-е гг., большое значение придавали изучению этих наук. «Первым средством для самообразования, для подготовки себя ко всякого рода деятельности и к настоящей полезной общественной жизни считалось тогда изучение естественных наук, на которые смотрели как на необходимый фундамент всех знаний без исключения. Как в Западной Европе, так отчасти и у нас люди образованные уже давным-давно придавали им большое значение, что наглядно подтверждали великие открытия, но в шестидесятых годах благоговение к естествознанию распространилось в огромном кругу русского общества и носило особый характер... Тогда были твердо убеждены в том, что изучение естественных наук поможет устранить суеверия и предрассудки народа, уничтожит множество его бедствий».

К. Д. Ушинский, активно, страстно и убежденно выступив в защиту естественных наук, утверждал, что изучать их необходимо на всех ступенях общего образования, начиная с начальной школы. В статье «Что нам делать со своими детьми», опубликованной в 1868 г., он писал, что в России 60-х гг. много говорят о реформах в области народного образования. Бюрократическая администрация много раз бралась за осуществление реформ, и каждый раз эти реформы вносили еще больше путаницы, охранительные меры преобладали, общее образование продолжало падать. Оно, по утверждению Ушинского, должно строиться на естественнонаучной основе.


Полезное чтиво:
Значение естественных наук в развитии детей
Критика тогдашней системы образования
Что даёт освобождение крестьян
Значение игры и труда в школе
Ведущая роль труда в процессе образования
Роль и место родного языка в образовании и обучении
Значение родного языка в жизни человека
Язык – результат наследования поколений
Роль родного языка в формировании личности
Родной язык – отражение жизни народа

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства