Система грамматики в первоначальном образовании

Рецензенты «Детского мира и Хрестоматии» ставили в вину К. Д. Ушинскому то, что он сам составил сто рассказов для этого учебника. В статье «О первоначальном преподавании русского языка», в том ее месте, где К. Д. Ушинский говорит об усвоении форм языка, он дал объяснение этому факту. Он указал, что отбор литературных образцов для включения в книгу по первоначальному обучению был затруднен. Детской литературы почти не существовало, многие произведения устарели. Упрек рецензентов К. Д. Ушинский относит не к себе как составителю книги, а к русской литературе, лучшие представители которой так мало писали подходящего для детей. Если бы была возможность составить хорошую книгу, работая не пером, указывал он, а ножницами, то это дело нашло бы много знатоков и охотников.

В преподавании родного слова необходимо слить воедино умственные, этические и эстетические задачи обучения. Чувства не должны вызываться насильственно и преждевременно или бесконечными сентенциями. В школе, в преподавании все должно быть красиво и нравственно, чтобы все само говорило за себя и не нуждалось в сентенциях. «На нравственное же чувство должно действовать непосредственно само литературное произведение, и это влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении. Кроме того, всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства. Сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит ему».

Вопросы изучения грамматики были весьма злободневны во времена К. Д. Ушинского. Они не менее злободневны и в наше время. В статье «О первоначальном преподавании родного языка» изложено кредо автора и по этому вопросу. К. Д. Ушинский решительно возражает как тем, кто считал изучение грамматики единственной целью овладения языком, так и тем, кто отрицает значение ее изучения в начальной школе. И то и другое одинаково вредно. Изучение преимущественно грамматики не развивает дара слова, а отсутствие грамматики не дает возможности сознательно усваивать язык. Практические упражнения при первоначальном обучении должны предшествовать грамматике. Грамматика же – это выводы из наблюдений над языком. Каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления языковых форм, уже усвоенных детьми.

Грамматика должна изучаться систематически. Только такое ее изучение развивает сознание ребенка, приучает к наблюдению над словом, приучает к логической системе – первой научной системе.

«У нас многие вооружались против научных систем в преподавании, и, конечно, если система предшествует предмету, то она не годится для детей; но если она является результатом изучения предметов одного рода, то в высшей степени полезна. Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

Необходимо сначала дать материал, а потом привести его в систему. Система формирует убеждения, и этим занимаются все предметы; родное же слово все знания, по всем предметам, приводит в стройную логическую систему, так как оно является «духовной одеждой», в которую должно облечься всяческое человеческое знание, которым овладевает ученик.

К. Д. Ушинский грамматический разбор считал хорошим грамматико-логическим упражнением, но постоянное его употребление в продолжение нескольких лет, предупреждал он, делает это упражнение «для детей невыносимо скучным». К нему надо прибегать изредка, для повторения усвоенных знаний. Разбор должен лишь постепенно усложняться. Часто применяемый грамматический разбор, заявлял К. Д. Ушинский, «это любимая форма для занятий ленивых учителей; ничего не может быть покойнее, как заставлять учеников одного за другим разбирать наудачу развернутую страницу, разбирать не только изустно, но и письменно... Письменный разбор как вещь совершенно бесполезную мы советуем решительно исключить и заменить его другими письменными упражнениями, заключающими в себе более смысла и занимательности для учащихся. А то к чему же могут привести эти вечные переписывания в продолжение многих лет: «дом – имя сущ. нариц., муж. р., единств, ч.» и т. д.


Полезное чтиво:
Учебник для чтения «Родное слово»
Лучшие методы усвоения родной речи
Какой материал содержит учебник
Особое внимание – чтению сказок
Значение книги для чтения, созданной Ушинским
Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер
Значение и характер игры в жизни ребёнка
Соответствие игры возрасту ребёнка
Роль внешнего мира для развития детей
Важность участия всех органов чувств

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства