Система народного образования в тогдашних условиях

Атмосфера недоброжелательства, травли сгущалась вокруг имени К. Д. Ушинского. Он хорошо понимал, кто организует эту травлю. В таких неблагоприятных условиях он работал над своим капитальным трудом «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», первый и второй тома которого вышли в 1867 и 1869 гг. Великий педагог готовил материалы для третьего тома этого научного труда.

Известный педагог, общественный деятель и публицист Н. А. Корф 27 декабря 1868 г. написал К. Д. Ушинскому письмо, в котором выразил глубокое уважение автору «Родного слова» за все, что сделал он для народной школы. Н. А. Корф сообщал, что учебники К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» введены в начальных народных училищах Александровского уезда Екатеринославской губернии, что методическая система, предложенная К. Д. Ушинским, дала блестящие результаты.

Н. А. Корф, хорошо понимавший положение К. Д. Ушинского и видевший, кем направляется разнузданные выступления в его адрес, просил К. Д. Ушинского выступить в печати против педагогических невежд и злопыхателей. «Ваше перо, – писал он, – могло бы многим зажать рот и поддержать зарождающееся дело. Я так смело обращаюсь к Вам с этой просьбой потому, что никак не могу себе представить того, чтобы автор «Родного слова» мог относиться апатично к делу народного образования или к людям, которые решились среди всеобщей летаргии выступить на это тернистое в наше время поприще».

«Вы на самом себе знаете, без сомнения, как приятно в настоящее тяжелое время, когда граф Толстой давит народное образование тяжестью двух министерств (просвещения и синода. – Н. Г.), получить выражение сочувствия к тому делу, которому человек посвятил всю свою жизнь... Вы, должно быть, еще молодой человек: дай же бог Вам долго и успешно бороться на том поприще, с которого я уже готовлюсь сойти, измятый и искомканный! Дай бог Вам принести гораздо больше пользы, не только более того, чем я принес, но и даже более, чем я мог бы принести под другим небом, при других людях и при другой обстановке!».

Для нас ясно, что означало «под другим небом, при других людях и при другой обстановке». Это означало, что в условиях свободного творчества К. Д. Ушинский сделал бы во много раз больше, чем он сделал в тягчайших условиях гнета и насилия крепостнической и полукрепостнической России. «...Неужели пришлось мне на склоне моей жизни усомниться в прогрессе! – писал он за три месяца до смерти. – Какой же тут прогресс, когда в настоящую минуту образованнейшие нации мира грызутся, как дикие волки?! Неужели образование так тяжело для человека, что он рад-радехонек, когда ему удастся вырваться из его стеснительных условий и под благовидным предлогом патриотизма и великих стремлений разнуздать все свои дикие, животные страсти? Неужели школы нужны были только для того, чтобы раздуть коллективное самолюбие племени и дать фразы для прикрытия самых черных дел? Все это способно подорвать веру в образование и школу».

22 декабря 1870 г. (3 января 1871 г. н. ст.) К. Д. Ушинский, здоровье которого к тому времени было сильно подорвано болезнью легких, скончался в Одессе в полном расцвете творческих возможностей на 47-м году жизни. (Тело его было перевезено в Киев и там погребено.) Его преждевременная смерть, как и смерть многих других талантливых и гениальных людей в царской России, была ускорена преднамеренной и продуманной системой травли со стороны сатрапов самодержавия.

На смену крепостнической России шла Россия капиталистическая. Новой общественно-экономической формации требовалась новая система образования, новые педагогические теории. Педагогическая теория К. Д. Ушинского, конечно, не укладывалась в прокрустово ложе капитализма. К. Д. Ушинский – просветитель-демократ, враг всех проявлений угнетения народа, поборник просвещения широких народных масс.

14 декабря 1914 г. на заседании Московского общества грамотности, посвященном памяти К. Д. Ушинского, П. П. Блонским был прочитан доклад «Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики», который он закончил следующими знаменательными словами:

«Но сейчас, именно сейчас, в переживаемые нами дни, нам, русским педагогам, идеалы Ушинского должны быть особенно заветны и сейчас более, чем когда-либо, нам время осуществить, реализовать его наследие вполне... Но пока... пока, обращаясь к великому и непревзойденному русскому педагогу, мы скажем: «Ушинский велик, а мы – его должники».

Многоточие после «но пока...» говорит о многом.

Да, конечно, час уже пробил тогда для самодержавия, но надо было еще совершить Октябрьскую революцию, чтобы не только осуществить идеи К. Д. Ушинского, но и пойти дальше по пути создания подлинно народной системы образования.


Полезное чтиво:
Теория воспитания Ушинского
Развитие педагогической мысли и антропология
Движение материи и сила чувства
Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского
Споры о материализме и схоластике в педагогике
Опыт антропологии в науке о воспитании
Что писал Чернышевский о мировоззрении
Роль философии в науке о воспитании
Что нужно для развития образования
Роль наследственности в процессе воспитания и образования

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства