Система образования родного народа

К. Д. Ушинский уделял поэтому первостепенное внимание необходимости изучения в школе родного языка и литературы, родной истории, природы. Он с горечью констатировал, что из русских школ выходили в жизнь люди, менее всего знакомые с тем, что должно стать им ближе всего, – со своей родиной и тем, что имеет к ней непосредственное отношение. «Только русский, – писал он, – изумляя иностранца своим безукоризненным выговором на иностранных языках, в то же время часто говорит плохо на своем отечественном, и почти всегда пишет с грубыми ошибками», знает подробно историю других стран и народов, но «глубокомысленно задумывается над тем, в котором столетии жил Иоанн Грозный; наверное помнит, что Мадрид при реке Мансанаресе, но весьма часто не знает, при какой реке стоит Самара, а уж что касается до какой-нибудь реки (Черемшана, например), то и говорить нечего, если только ему самому не приходилось купаться в ней». И это относится, подчеркивал педагог-патриот, к тем русским, которые учились в России, кончали русские гимназии и университеты, стали русскими учителями и профессорами, готовились к общественной деятельности в родной стране.

Вместо того чтобы готовить к деятельной жизни в условиях российской действительности, имущая часть общества готовила своих детей лишь для поступления в то или иное учебное заведение и к выполнению условных требований того общественного круга, в котором приходилось вращаться их детям. Аристократичность, стремление лезть вверх – вот направление воспитания и образования имущих классов, заботящихся о манерах и французском языке и пренебрегающих всем народным, той жизнью, в которой творит народ, действительными требованиями жизни национальной. Внешний блеск, глубокомысленные по форме, но бессодержательные суждения вместо серьезных и глубоких знаний о своей стране, быте и истории ее народа, среди которого проходит жизнь, отдаляли такого человека от истинной, животворной народности. «Нам кажется, что произошло бы прелюбопытное зрелище, если бы произвести экзамен из знаний, касающихся России, многим нашим администраторам, профессорам, литераторам, всем окончившим курс в наших университетах, лицеях, гимназиях и если б ставить отметки с той же строгостью, с какой ставятся за границей ученикам первоначальной школы по сведениям, касающимся их родины; наверно, можно полагать, что полных баллов было бы очень немного, а единицы запестрели бы бесконечными рядами, как пестреют они теперь в списках латинских учителей наших гимназий». Патентом для продолжения образования стали языки древние и французский, а не основательное знание своей родины, своего народа.

Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родном языке и словесности. Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим помещаем изучение новейших иностранных языков, а в изучении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий». Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное слово связывает ребенка со своим народом и всем его духовным богатством.

Идея народности у К Д. Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый, творческий подход к развитию педагогики и воспитания. Вся система народного образования должна прежде всего отражать жизнь своего народа, быть связана с его жизнью и максимально способствовать улучшению жизни народа. Школа должна готовить для жизни творческой и полнокровной, образование и воспитание в школе призваны вводить человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знать жизнь родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и как эту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов своего народа.

Как просветитель-демократ, К. Д. Ушинский глубоко верил в преобразующую силу просвещения и был его горячим поборником для всего трудового народа, причем как для мужской части населения, так и для женской. Он был твердо уверен, что развитие любого государства зависит от степени образования населения, а степень образования народа влияет «на образ правления государством». «Теперь именно, – писал он после отмены крепостного права, – настает время, когда России более всего нужны школы, хорошо устроенные, и учителя, хорошо подготовленные – и много, много школ: иначе и свобода крестьян и открытое судопроизводство не принесут всей той пользы, какую могли бы принести».

Вопрос о роли родного языка в обучении будет специально рассмотрен в гл. «Проблемы образования и обучения в школе».


Полезное чтиво:
Важный вопрос об образовании женщин
Какой должна быть система образования женщин
Общее образование как основа формирования личности
Образование классическое и реальное
Содержание и цели классического образования
Педагогика формального развития
Связь образования с практикой
Какие знания должна давать школа
Знания для практической жизни человека
Классическое образование времён Рима и Греции

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства