Система знаний и убеждений современного человека

Для юношеского возраста больше, чем для какого-либо другого, требуется, чтобы образование «соответствовало разумным требованиям современности, чтобы оно принесло истинную пользу, научало чему-нибудь полезному и с тем вместе образовывало бы ум и сердце учащихся». К сожалению, отмечал К. Д. Ушинский, средние учебные заведения России того времени не отвечали требованиям современности и природосообразности, строили свою работу на основе архаического классицизма, уводившего от современности, и догматических методов преподавания.

Знания важны не только сами по себе, но и для формирования убеждений. Без прочных, глубоких, осознанных и систематических научных знаний убеждения шатки, стихийны, непрочны. В юношеском возрасте могут быть заложены прочные основы убеждений при научно организованном обучении. Образование только открывает путь к формированию убеждений, пользуясь «вековой опытностью науки». Задача преподавателя – освещать «путь молодой душе... Тут уже незачем прикрывать и полузакрывать всякие опасные места жизни, а, напротив, надобно открывать их и показывать в том виде, в каком они действительно существуют».

Вековая опытность науки имеет давнюю историю, но она никогда не могла автоматически формировать научное мировоззрение и качества личности. Внутреннее развитие ребенка и юноши не может осуществляться без внешнего воспитательного воздействия. Неправильная идея воспитания «закрывает истинный путь к просвещению», а строго продуманная создает возможности для формирования целостности убеждения, миросозерцания. «Воспитание, лишенное единства убеждения, не решившееся ни на какое положительное направление, не давая человеку никакой общественной идеи, к которой бы он мог привязаться, открывает ему две дороги: или сделаться эгоистом, или утопистом...».

Природосообразность обучения, его развивающий и воспитывающий характер, у К. Д. Ушинского требует учета психологии обучаемого, но исходным для него являются требования развивающегося общества. Законы развития общества, подчеркивал он, так же неотразимы, как и законы природы.

Знания, получаемые в школе, должны не схоластически укладываться в голове ученика, а постепенно формировать его взгляд на мир, на жизнь. Из года в год это миросозерцание углубляется и расширяется. Система науки должна раскрыться перед учащимися не в начале обучения, а в конце его. «Я сохраняю твердое убеждение, – писал К. Д. Ушинский, – что современная школа идет к тому положению, когда только в конце ее, а не в начале раскроется система науки; точно так же, как в истории человечества, – знания строятся в систему, а не система наполняется знаниями. Желал бы от души, чтобы в основу распределения предметов и в программу наших общеобразовательных заведений вошел психологический закон развития души человеческой, а не схоластическая система разделения знаний». Только тогда система обучения в должной мере развивает душу и чувства воспитанника.

Особенно важно это иметь в виду, когда начинается предметная система преподавания. Здесь необходима связь между отдельными предметами. Только при этом условии постепенно раскрывается как система каждого предмета, его внутренняя логика, так и отношение его к другим предметам. «В преподавании различных предметов для воспитанника должна быть ясна тесная связь между ними: между иностранными языками и отечественным, между историей и географией, между географией и естественными науками. И потому сродные между собой предметы следует преподавать – где возможно – одному учителю и непременно – в одном духе».


Полезное чтиво:
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте
Влияние личности учителя
Отношения наставника и учителя
Связь воспитания с природой детей
Издание журнала «Убеждение»
Как воспитать народных учителей
Задачи подготовки учителей в семинариях
Нравственное развитие как задача воспитания
Как воспитать в ребёнке настоящего человека
Воспитание нравственности у будущего поколения

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства