Служить интересам народа

Два года подготовки к магистерским экзаменам стали для Ушинского годами глубоких размышлений и душевных волнений о цели и смысле жизни, о путях осуществления цели. Оптимистический и целеустремленный человек, со страстным желанием служить обществу, он начинал сомневаться в целесообразности сдавать экзамены на магистра и отказался в конце концов от них. Если, будучи студентом, Ушинский всегда находился в среде друзей и товарищей, то после окончания университета остается в одиночестве. Его давит затхлая обстановка, созданная крепостническим режимом, которая порождает ничтожных людей. «Неужели мне, – пишет он, – придется погибнуть в этой тюрьме... в которой нет даже стен, чтобы разбить себе голову?».

Но не эти пессимистические настроения были определяющими в тот период жизни К. Д. Ушинского; это только минуты духовной слабости и тяжелых материальных лишений. Призывом к деятельности, служению народу проникнуты мысли К. Д. Ушинского в тот период. Он готов отдать все свои силы, все свои знания народу. «Скучающим ничтожествам» он объяснял: «Скука... что такое скука? Бесплодный насильственный сон души, из которого она беспрестанно усиливается выйти, и эти-то усилия тиранят вас, ее тиранов. Что ж, разве все уже изведано в мире, нам данном? Разве уж мы остановились у цели или утомились, ища ее? Нет, самое требование движения, пожирающее вас, доказывает противное. А вот причина вашей муки! Вам жаль прошлого, невозвратного, потому что оно уже теперь никуда не годится, потому что оно, ложное, отринуто умом». Молодой Ушинский 10-й пункт своего «рецепта» сформулировал: «Никому не показывать этого журнала». Писал он для себя, писал эмоционально и откровенно, писал о том, что близки изменения в обществе, что они уже начались и только эгоисты этого не замечают, так как они думают только о себе, о своих выгодах, а до отечества им нет дела.

К. Д. Ушинский, как истинный сын своей родины, как патриот и демократ, счастье народа ставит превыше всего. Но ведь счастье не приходит само собой. Больше того, весь общественный строй был направлен против народа. Невежество, темнота, забитость народа бросались в глаза, и для изменения всего этого требовалось время; необходимо просветить народ, распространять в народе благородные идеи – эту цель ставил перед собой К. Д. Ушинский, вступая в жизнь. 13 ноября 1844 г. в своем дневнике он записал: «Приготовлять умы! рассеивать идеи!.. Вот наше назначение... Отбросим эгоизм, будем трудиться для потомства!.. Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, – дела появятся сами...».

Труд и просвещение, считал Ушинский, поведут к созданию нового общества. «Будем трудиться, – писал он, – над постройкой чудного здания, которому внуки наши дадут свое имя, истинных творцов которого никто и никогда не узнает». Он понимал, что строить это «чудное здание» придется в очень тяжелых условиях, подвергаясь гонениям, издевательству и насмешкам, жертвуя всем, в том числе личным счастьем. «Работать для потомства» в понимании К. Д. Ушинского означало работать на благо народа, быть с народом, понимать его нужды и чаяния. Этих принципов он придерживался всю свою жизнь. Пусть он не видел классовой дифференциации общества, но для него понятие народа означало трудовой народ, крестьянство.


Полезное чтиво:
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей
Почему Ушинский уходит из лицея
Мысли, изложенные в статьях
Педагог и общественное движение
Работа в журнале министерства просвещения
Новый журнал под редакцией Ушинского
Отмена крепостного права в России
Состояние системы просвещения и политика
О чём писал Ушинский
Жизнь Ушинского за границей

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства