Содержание и цели классического образования

«...Педагогический опыт, – писал К. Д. Ушинский, – не только по отдаленности своих последствий от причин не может быть надежным руководителем педагогической деятельности. Большею частью педагогические опыты очень сложны, и каждый имеет не одну, а множество причин, так что нет ничего легче, как ошибиться в этом отношении и назвать причиною данного результата то, что вовсе не было его причиною, а может быть даже задерживающим обстоятельством. Так, например, если бы мы заключили о развивающей силе математики или классических языков только потому, что все знаменитые ученые и великие люди Европы учились в молодости математике или классическим языкам, то это было бы очень опрометчивое заключение». Учили математику и классические языки главным образом потому, что не было других школ, с другим содержанием образования. А сколько ограниченных людей вышло из этих классических школ, никто не считал, причиной же тому – классицизм. Опыт не исключает предположения, что великие ученые без классических языков, может быть, стали бы еще умнее, если бы их молодая память в свое время была направлена на приобретение других знаний, в частности естественнонаучных.

Уже в своей речи «О камеральном образовании», опубликованной в 1848 г., К. Д. Ушинский решительно ставил вопрос об изменении содержания образования, обосновывая такую необходимость быстрым развитием наук и изменившимися условиями жизни России. Был период, отмечал он, когда человечество освежало себя изучением классики. Тогда в этом была необходимость, она вызывалась борьбой против средневековой схоластики. В XIX в. науки развиваются быстрыми темпами, а школа по-прежнему живет для греков и римлян, а не для современности. Вот почему окончившие школу сразу же начинают проходить другую науку – «науку жизни». Оторванная от предварительного правильно организованного изучения наук в стенах учебных заведений, эта «наука жизни» приобретается стихийно, вся «в обрывках, запачканных и измятых, перемешанных с ошибками наших отцов и нашими собственными, с предрассудками толпы, в обрывках, покрытых грубою корою случайности». Науки следует изучать, подчеркивал К. Д. Ушинский, имея целью развитие общечеловеческих качеств для «индустриального века». Тогда же, в 1848 г., К. Д. Ушинский возражал вместе с тем и против утилитаризма в содержании образования.

Взгляды К. Д. Ушинского на содержание образования, следовательно, начали складываться еще до начала общественно-педагогического движения 60-х гг., но это движение придало им большую убежденность, размах, страстность и политическую остроту. Если в речи «О камеральном образовании» говорилось о «страшной пропасти» между древним и новым миром, то в работах 60-х гг. наряду с убедительной педагогической аргументацией появляются и морально-политические доводы, направленные на развенчание таких крупных идеологов рабовладельческого общества, как Платон и Аристотель.

Обычно классическое направление содержания образования связывают с теорией формального образования, а направление реальное – с теорией материального образования. Заслуга К Д Ушинского в разработке дидактической проблемы содержания образования состоит в том, что он обе эти теории порознь (формальную и материальную) считал односторонними, не удовлетворявшими действительным потребностям жизни общества, не обоснованными с позиций научной психологии и педагогики. Он не мог согласиться с тем, что основной задачей школы должно быть развитие гибких форм мышления на предметах, далеких от жизни, – классических языках и дедуцированно преподаваемой математике. В этом случае роль учителя сводилась преимущественно к тренировке памяти ученика с помощью специально подобранных формальных упражнений и нередко на материале бессодержательном.


Полезное чтиво:
Педагогика формального развития
Связь образования с практикой
Какие знания должна давать школа
Знания для практической жизни человека
Классическое образование времён Рима и Греции
Важная роль математики в системе образования
Роль естествознания в процессе просвещения
Система естественных наук в народной школе
Значение естественных наук в развитии детей
Критика тогдашней системы образования

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства