Соответствие игры возрасту ребёнка

Игра, как и песня, – «вольное, вдохновенное создание самой детской природы. Мы видим, что дети сочиняют беспрестанно новые игры, применяясь к обстоятельствам то местности, то вещей, то обстоятельствам дня; но это не более, как фантазия в действии, так же быстро исчезающая, как и фантазия в мысли; но некоторые из этих детских фантазий были так удачны, что сохранились, передались другим, пережили века, перешагнули из одной части света в другую; причина же этой живучести та же, что и причина живучести народной песни или гомеровской поэмы: эти счастливо придуманные игры, изобретенные бог знает каким ребенком, исправленные и пополненные тысячами других, необыкновенно удачно удовлетворяли общим требованиям детской природы». Если игра не возникает как потребность деятельности ребенка, она обречена на быстрое исчезновение.

Великий русский педагог рассматривал игру как естественное состояние и деятельность здорового, нормально развивающегося ребенка. Большой заслугой педагогики, будет, считал он поэтому, если она изучит детские игры, испытает их на практике и проанализирует их воспитательное влияние. «Мы придаем такое важное значение детским играм, – писал он, – что если б устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».

Игра, утверждал великий русский педагог, должна быть оставлена за ребенком и тогда, когда он пошел в школу. На первых норах здесь еще нельзя будет положить резкой грани между учением и игрой. Ребенок должен играть не только во время перемен. Игровые приемы могут использоваться и во время уроков, лишь бы только учение не превращалось в «потешающую педагогику», мешающую серьезному к нему подходу. «Учить играя можно только самых маленьких детей до семилетнего возраста, далее наука должна уже принимать серьезный, ей свойственный тон».

Исходя из особенностей психофизического развития человека, К. Д. Ушинский указывал, что начало учения не должно быть слишком ранним, но нельзя с ним и запаздывать. «Не должно «иногда слишком опаздывать с ученьем в отношении развития дитяти. Если вредно учить дитя, не развивая, то точно так же вредно сначала сильно развить его, а потом усадить его за скучнейшие вещи, какими обыкновенно бывают первые начала наук». Школьное обучение он полагал возможным начинать с семилетнего возраста. Этот возраст он считал окончанием младенчества и началом отрочества. «Начало отрочества должно быть вместе и началом правильного ученья». Однако К. Д. Ушинский природу ребенка не рассматривал как нечто статичное, неразвивающееся, а потому не был категоричен с определением начала возраста систематического обучения. Чем легче методы и приемы учения, подчеркивал он, тем раньше его возможно начать; если ребенка засадить за азы и буки, то и в семь лет будет еще слишком рано начинать обучение. Процесс развития ребенка сложен. В самом этом процессе создаются новые внутренние условия для дальнейшего развития и расширяются его дальнейшие перспективы. К. Д. Ушинский утверждал, что в современной ему школе природа ребенка, возможности его развития, усвоения им знаний использовались в ничтожно малой доле, в чем сказывалась недооценка возможностей детства, этого «лучшего периода жизни человека».

На основе своего психофизического понимания природосообразности К. Д. Ушинский объясняет особенности мышления младших школьников и с этими особенностями связывает необходимость наглядного обучения детей этого возраста. Детская природа, утверждал он, требует наглядности. Весь мыслительный процесс состоит только из тех элементов, которые восприняты из внешнего мира. «Занимаясь наукой, мы привыкаем мало-помалу отвлекаться от употребляемых нами материалов, не будучи в состоянии никогда и ни в одном слове оторваться от них совершенно. Но дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе. Таким образом, облекая первоначальное ученье в формы, краски, звуки, – словом, делая его доступным возможно большему числу ощущений дитяти, мы делаем вместе с тем наше ученье доступным ребенку, и сами входим в мир детского мышления».


Полезное чтиво:
Роль внешнего мира для развития детей
Важность участия всех органов чувств
Различные виды деятельности в процессе обучения
Умственный труд – самый важный вид деятельности
Какой должна быть система получения знаний
Значение повторения в процессе обучения
Воспитание в процессе деятельности ребёнка
Важность активности ученика в процессе обучения
Приобретение знаний и формирование убеждений
Особенности периода юности

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства