Состояние системы просвещения и политика

В связи с «Положением 19 февраля» усилилось революционное движение, стали распространяться революционные прокламации, в которых выдвигалось требование полного освобождения крестьян с землей, предоставления свободы угнетенным национальностям и введения в России демократического строя. В сентябре 1861 г. появилась прокламация Н. В. Шелгунова и М. JI. Михайлова «К молодому поколению» с призывом организовывать революционные кружки, бороться за низвержение самодержавия и установление демократических порядков. Правительство Александра II в борьбе с усилившимися студенческими волнениями использует прежние николаевские запретительные меры, и репрессии следуют за репрессиями. Петербургский университет вначале закрывается временно, а затем окончательно, с увольнением всех студентов; усиливаются строгости при приеме новых студентов в университеты, ограничивается прием разночинцев.

Для улучшения дела начального и среднего образования в годы правления убежденного крепостника Александра II ничего, разумеется, не было сделано, реакционная политика русского самодержавия усиливалась и в области просвещения. На должность министров народного просвещения подбирались люди, строго придерживающиеся «официальной народности», видевшие в самодержавии, православии и народности незыблемые основы образования в России. К. Д. Ушинский высказывал свои едкие и резкие замечания в адрес таких министров. 8 декабря 1861 г. в письме к И. С. Белюстину по поводу назначения нового министра народного просвещения графа Е. В. Путятина он писал:

«У нас такое деется, что за год даже и во сне не снилось. Все русское просвещение отдали в руки идиоту и изуверу, который, заедая меркурий просфорами, думает дать новое направление русскому воспитанию и просвещению, а следовательно и русской истории.

Вы знаете, может быть, все университетские происшествия, но не знаете, до какой степени они вызваны глупостью, дикостью и ослиным упрямством графа Путятина. Это исключительно его дело, и много еще подобных дел ждет нас впереди. Теперь этот барин задумал отдать все народные школы в руки духовенства, как будто воспитанием своих собственных детей оно не доказало всей своей неспособности воспитывать даже собак, не то что людей. Но так как эта благая мысль забралась в голову графа, то он, боясь, чтобы его заранее не отхлестали, запретил писать что-либо о народных школах, где бы то ни было, в том числе и в «Журнале министерства». О чем же нам писать после этого?.. Об университетах правды мы печатать не могли, лжи не хотели...

Взгляд у этого господина на воспитание такой, что он выразил следующую мысль: «Всякая педагогика вздор; дите надобно учить так, чтоб его рвало, тошнило от ученья».


Полезное чтиво:
О чём писал Ушинский
Жизнь Ушинского за границей
Интерес к вопросам народного образования
Изменение устава гимназий
Учебник «Родное слово»
Система народного образования в тогдашних условиях
Теория воспитания Ушинского
Развитие педагогической мысли и антропология
Движение материи и сила чувства
Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства