Состояние учебных заведений

Константин. Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 г. в Туле, рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии, в небольшом имении отца, расположенном на высоком живописном берегу Десны. Воспитание Ушинского в раннем детстве шло под сильным влиянием матери, которой он лишился в одиннадцать лет. В своих «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии» он пишет: «Мать моя умерла, когда мне не было еще двенадцати лет, а отец по смерти матери почти не жил дома, так что жил я один с меньшим братом моим в том хуторке, куда никто не заглядывал».

К. Д. Ушинский оставил яркое описание своего пребывания в гимназии. В его коротких заметках чувствуется глубокий педагогический подход к оценке постановки учебно-воспитательной работы в гимназии. Он говорит о многих типичных отрицательных чертах средних учебных заведений того времени. Ушинский сравнивает их с вычищенными, лакированными детскими казармами, где все блестит и сверкает, но где формируется презрение к преподавателям, к науке, где чинопочитание и общественно-имущественное положение родителей, дядюшек и тетушек определяют отношение учащихся друг к другу, к преподавателям. Молодые люди, отмечал он, даже те, кто кончал курс с отличием, нередко не питали «ни малейшей любви к какой-нибудь науке... презрительно отзывались о своей учебной жизни, о своих профессорах и даже вообще об учености, ученых и науке, как предметах, необходимых в неизбежной комедии детства, но вовсе излишних и даже неприличных в практической жизни».

К. Д. Ушинский резко отзывался обо всем укладе средних учебных заведений, жизнь которых регламентировалась уставами и положениями крепостническо-монархического правительства. При Александре I были созданы жесткие ограничительные меры для предотвращения развития прогрессивной мысли, введены тяжелые стеснения для печати и народного образования. Министерство просвещения в 1817 г. было преобразовано в министерство духовных дел и народного просвещения. Преподавание во всех типах учебных заведений подчинялось пропаганде охранительно-реакционных идей и мер, либеральный Устав 1804 г. фактически был отменен, предприняты меры к превращению гимназий в строго сословные учебные заведения.

Реакция в области народного образования еще больше усилилась в период царствования Николая I (1825 – 1855). Усиление ее шло по восходящей линии – после подавления восстания декабристов, революции 1830 г. во Франции и польского восстания и особенно после подавления революции 1848 г. в ряде европейских стран. Устав гимназий, принятый в 1804 г. и коренным образом измененный последующими циркулярами, все же не удовлетворил правительство Николая I, и в декабре 1828 г. был принят новый устав для всех учебных заведений. В нем делались разграничения для каждого типа учебного заведения и определялся строго сословный характер всей образовательной системы. Гимназия должна была стать средним учебным заведением преимущественно для дворян. В учебных планах и программах учебных заведений уделялось большое внимание преподаванию религии, формальной логике, классическим языкам. Педантизм, казенщина, мелочная регламентация, надзор за каждым шагом учеников были характерными чертами нового устава.

Устав 1828 г., особенно после польского восстания, дополняется целым рядом инструкций, уточняющих отдельные его разделы в сторону еще более реакционного их истолкования. Чем сильнее расшатывались основы самодержавно-крепостнического строя, тем больше усиливалась политическая реакция по всем линиям и направлениям. Ф. Сомов, характеризуя Николая I как убежденного и властного крепостника, писал, что это был «самодовольный, посредственный человек, чей кругозор никогда не превосходил кругозора офицера ротного масштаба, человек, который жестокость ошибочно принимал за проявление энергии, а прихоть и упрямство за выражение силы».

Система образовательной и воспитательной работы в годы царствования Николая I полностью отражала самодержавно-крепостнический режим, направленный на сохранение и укрепление существовавших общественных отношений, общую отсталость крепостнической России. Охранительные начала крепостнической идеологии были сформулированы министром народного просвещения С. С. Уваровым в виде теории «официальной народности». Он утверждал, что основой общественно-политического строя России являются «самодержавие, православие и народность». 21 марта 1833 г. он обратился с указанием к попечителям учебных округов, что система образования должна строиться именно на этой «тройственной формуле». В докладе Николаю I этот министр приписывал русскому народу искони присущую и неизменную покорность самодержавно-крепостническому строю и исключительную религиозность. Именно так трактовалась народность верноподданными государя.

Особенное внимание в этот период было обращено на университеты: правительство смотрело на них как на возможные очаги революции. Взамен либерального университетского Устава 1804 г. был введен в 1835 г. реакционный устав, уничтоживший автономию университетов, установивший для студентов казарменный режим.

И все же, несмотря ни на какие реакционно-правительственные меры, живые творческие силы делали свое дело, освободительные идеи крепли, распространялись, проникали в стены учебных заведений. Несмотря на уставы и ограничения, передовые учителя несли их учащимся, создавали иную атмосферу в учебных заведениях.

Резко отрицательно относясь в зрелые свои годы к постановке среднего образования в России, К. Д. Ушинский с необыкновенной теплотой писал все же о Новтород-Северской гимназии. Вопреки крепостническо-бюрократическим уставам и положениям министерства народного просвещения, которое несколько позже Д. И. Писарев назвал министерством народного затемнения, Новгород-Северская гимназия благодаря составу учителей и прежде всего ее директору проф. И. Ф. Тимковскому прививала своим воспитанникам любовь к науке, формировала, по словам К. Д. Ушинского, передовые по тому времени идеалы, стремления «в другую, более высшую святыню» – посвятить жизнь науке. «Воспоминания об обучении в Новтород-Северской гимназии» были написаны им уже в зрелые годы, это не «розовые» воспоминания детства, а плод зрелой мысли сформировавшегося человека. «Воспоминания» показывают, какая огромная роль принадлежит учителю в формировании убеждений воспитанников. Еще позже К. Д. Ушинский уже со всей ясностью и четкостью напишет, что ни надзор, ни программы не определяют характера учебного заведения, а только личность учителя.


Полезное чтиво:
Годы учёбы Ушинского в гимназии
Страницы истории России
Студенчество и формирование своих взглядов
После окончания Московского университета
Служить интересам народа
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей
Почему Ушинский уходит из лицея
Мысли, изложенные в статьях
Педагог и общественное движение
Работа в журнале министерства просвещения

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства