Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского

К. Д. Ушинский не мог дать материалистического определения сознания как свойства высокоорганизованной материи, но он говорит все же о сознании как об одной из душевных способностей, которая «начинает проявляться только при воздействии на душу внешнего для нее мира». Следовательно, и здесь он не только не отрицает роли материального мира, но считает, что вне воздействия материального мира не может возникнуть сознание. Он критикует утверждение Декарта о «мыслящей душе» и Гербарта за «представления вне сознания», называя все это «темной областью догадок». «Сознание есть акт психофизический, – утверждает он, – не принадлежащий отдельно ни материи, ни душе, но вызываемый в душе впечатлениями внешнего мира на нервный организм».

К. Д. Ушинский хорошо понимал, что сознание является более сложным явлением, чем ощущение, и если ощущения можно объяснить простым воздействием внешнего мира на нервную систему, то сознание как сложное явление так просто объяснить нельзя. Он не мог подняться до понимания диалектического материализма и вместе с тем не мог согласиться ни с чисто идеалистическими теориями, объясняющими акт сознания, ни с теориями вульгарно-материалистическими, невольно становясь на позиции дуалистические. К. Д. Ушинский понимал, что в психике сознание не есть первичное, начальное. Первичным является ошущение, чувствование, отражающее внешние влияния. Здесь Ушинский стоит на правильных материалистических позициях. В. И. Иванов в своих «Философских тетрадях» именно указывал, что «чувства показывают реальность; мысль и слово – общее».

Чувствование, по словам Ушинского, вызывает и сознание и волю, а поэтому в основу психических явлений нельзя класть ни сознание, как это делают гербартианцы, ни волю, как это делает Шопенгауэр: «...в противоположность всем другим психологам, мы ставим в центр душевных явлений – не сознание, как гербартианцы, и не волю, как Шопенгауэр и его последователи, – а чувствование... Только уже впоследствии, при развитии, с одной стороны, сознания, а с другой – области воли, чувствование становится необходимым посредником между этими двумя областями душевных явлений. Но чувствование не только среднее, связующее звено между явлениями сознания и явлениями воли; но вызывает и те, и другие». Это не повторение сенсуалистической точки зрения Локка, это и не эмпирическая психология. Это огромный шаг вперед в развитии психологии и педагогики на материалистических основах.

За дуализмом К. Д. Ушинского надо видеть и его материалистические взгляды на духовные проявления человеческой личности, на ее развитие. К. Д. Ушинский сам понимал, что в ряде случаев он подходит к решению вопросов с дуалистических позиций, и объяснял это так: «Но если в науке стремление преодолеть дуализм тела и души, не достигая своей главной цели, тем не менее часто двигало науку вперед, то в практической деятельности, к области которой принадлежит и воспитание, невозможно выходить из принципов искомых, но не отысканных...».


Полезное чтиво:
Споры о материализме и схоластике в педагогике
Опыт антропологии в науке о воспитании
Что писал Чернышевский о мировоззрении
Роль философии в науке о воспитании
Что нужно для развития образования
Роль наследственности в процессе воспитания и образования
Задатки наклонностей передаются по наследству
Процесс развития человека в нашем мире
Условия жизни определяют жизнь и развитие человека
Характер воспитания и влияние его на развитие человека

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства