Споры о материализме и схоластике в педагогике

Борьба со спекулятивными педагогическими и психологическими системами заставляла К. Д. Ушинского становиться на материалистические позиции. Критикуя вместе с тем вульгарный материализм, К. Д. Ушинский видел метафизичность, черты схоластики как в идеализме, так и в современном ему вульгарном материализме. «Схоластика, – писал он, – есть порождение ученого самодовольства, не нужно думать, что она принадлежит только средним векам: никакой век от нее вполне не безопасен. Мы смеемся над средневековою схоластикою и спешим завестись собственною. Разве в идеализме Гегеля, точно так же, как и в позитивизме Конта, не проглядывает ее мертвящий глаз? Не говорил ли нам идеализм: «не изучай материи – ты там ничего не найдешь»? Не говорил ли нам новый позитивизм: «изучай только материю – ты там все найдешь»? Оба эти возгласа – возгласы схоластики: они выходят из самодовольства, начертывающего дорогу отдаленнейшим потомкам, которые, без сомнения, только посмеются над такими притязаниями. Мы же говорим: «изучайте явления и души, и внешней природы; в них вы найдете решения многих вопросов из бесчисленного числа еще не решенных; но не закрывайте глаз на эти нерешенные вопросы, ибо сознательное непонимание бесконечно лучше и плодотворнее ложного понимания. Первое дает бесплодное успокоение; второе пробуждает деятельность, а деятельность – это жизнь».

К. Д. Ушинский понимал, что нельзя объяснить всю сложность явлений человеческой жизни физиологией, как это делали вульгарные материалисты, или развитием духа, как это делали идеалисты, и стремился найти такие методологические позиции, которые дали бы ему возможность правильно подойти к решению вопросов, связанных с воспитанием, формированием человеческой личности. Он становился на материалистические позиции в решении вопросов, хотя его материализм и не был последовательным, монистическим.

Педагогика, по утверждению Ушинского, находилась в то время в зачаточном состоянии и не имела твердой методологической опоры. Эту опору он увидел для нее в антропологическом принципе, который и попытался применить к педагогике. Автор «Педагогической антропологии» стремился на основе этого принципа подойти к научному решению формирования человека как целостной личности. Великий педагог впервые в развитии мировой педагогической мысли понял необходимость всестороннего знания человека для его всестороннего развития. В истории развития педагогической мысли была поставлена фундаментальная проблема необходимости изучения, раскрытия и понимания природы и сущности человека во всех ее сложных аспектах. Проблема человека для К. Д. Ушинского стала общей проблемой ряда наук, и прежде всего педагогики, психологии, анатомии, физиологии и ряда общественных наук.


Полезное чтиво:
Опыт антропологии в науке о воспитании
Что писал Чернышевский о мировоззрении
Роль философии в науке о воспитании
Что нужно для развития образования
Роль наследственности в процессе воспитания и образования
Задатки наклонностей передаются по наследству
Процесс развития человека в нашем мире
Условия жизни определяют жизнь и развитие человека
Характер воспитания и влияние его на развитие человека
Необходимость воспитания в обществе

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства