Страницы истории России

В 40-е годы В. Г. Белинский и А. И. Герцен стали идейными вождями революционно-демократического направления в общественном движении России. Их публицистические выступления жадно читались передовой молодежью и горячо обсуждались в студенческой среде. Статьи Белинского в «Отечественных записках» пользовались огромным успехом среди студенчества Московского университета, и К. Д. Ушинский с жадностью впитывал идеи неистового Виссариона об освобождении личности, правах «простого человека», судьбах исторического развития России – идеи антикрепостнические.

Очевидно, не без влияния статей В. Г. Белинского К. Д. Ушинский отдал свое предпочтение в университете лекциям профессоров Т. Н. Грановского и П. Г. Редкина, противников славянофильства, борьбу с которым в 40-е гг. возглавляли А. И. Герцен и В. Г. Белинский.

Славянофилы (А. С. Хомяков, бр. Киреевские и бр. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.) идеализировали допетровскую Русь, признавали незыблемость ее патриархального «самобытного народного быта» с присущим якобы ему православием. В своих спорах с западниками они отрицали общую закономерность исторического развития России с западноевропейскими странами, в капитализме видели только силу, разрушающую порядок и нравственность. Они оправдывали помещичью власть над крестьянством, объявляя ее исконно присущей России. По их мнению, Россия шла и идет своим, особым, отличным от истории других европейских стран путем, а русская крестьянская община – главная опора народного быта, надежная зашита от революционных переворотов. Крепостное право должно ликвидироваться путем правительственных реформ с сохранением земли за помещиками и их власти над общиной.

Позиции западников (В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К Д. Кавелин, П. Г. Редкин и др.) в споре со славянофилами отличались ярко выраженной антикрепостнической направленностью. Западники утверждали, что историческое развитие России не минует пути западноевропейских стран, то есть развития капиталистического. Однако эти противники славянофильства в отличие от Герцена и Белинского отрицали также революционный путь в переустройстве общества, ограничиваясь просветительством, мирными реформами, конституционной монархией.

Т. Н. Грановский начал чтение лекций по истории средних веков в 1839 г. Обстановка была тяжелая, и он жаловался, что не мог не только писать, но даже заикнуться на кафедре об эпохе французской революции. В его лекциях по истории средних веков студенты без особого труда улавливали мысли лектора об изжившем себя крепостническом строе в России, как это уже имело место с рабством античного общества и средневековым феодализмом Запада. Свое преподавание истории он рассматривал как средство возбуждения у молодежи стремления стать полезными родине гражданами, деятельными членами общества. Т. Н. Грановский влиял на своих слушателей тем, что противопоставлял насилию николаевского режима, абсолютизму и крепостничеству гуманные освободительные идеалы. Хотя Т. Н. Грановский и А. И. Герцен резко разошлись в конце 40-х гг., но тем не менее великий революционер-демократ назвал его лучшим из молодых ученых того периода, превратившим университетскую кафедру в трибуну общественного протеста.

Большое влияние на студента Ушинского оказал другой просветитель – профессор правоведения, историк философии и педагог П. Г. Редкин, в те годы соратник Грановского в борьбе со славянофилами. Он начал в 1835 г. читать курс лекций по энциклопедии законоведения и государственного права (в 1848 г. уволен «за вольнодумство»), П. Г. Редкин занимался специально педагогическими вопросами. В просвещении народа, изменении его уклада жизни он особое место отводил педагогике: от нее он преимущественно ждал «спасения будущности».

П. Г. Редкин придерживался гегелевской философии и читал курс лекций по праву на этой основе, что оказывало, разумеется, соответствующее влияние на слушателей. Никто из тогдашних преподавателей, отмечал Ю. С. Рехневский, учившийся вместе с Ушинским, не производил на них такого глубокого впечатления, как профессор П. Г. Редкин. «В его чтениях было именно то, что могло увлечь молодых людей, – был юношеский жар и глубокое убеждение. Он умел возбудить в своих учениках любовь к науке, потому что сам искренне, можно сказать страстно, любил науку, хотя эта любовь вовсе не была у него любовью науки для науки; это, собственно, была любовь для человечества, ибо П. Г. Редкин искренне верил и заставил нас верить, что наука и цивилизация могут и должны побороть всякое зло на земле, что они водворят свободу и мир и осчастливят людей!».


Полезное чтиво:
Студенчество и формирование своих взглядов
После окончания Московского университета
Служить интересам народа
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей
Почему Ушинский уходит из лицея
Мысли, изложенные в статьях
Педагог и общественное движение
Работа в журнале министерства просвещения
Новый журнал под редакцией Ушинского
Отмена крепостного права в России

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства