Студенчество и формирование своих взглядов

К. Д. Ушинский под воздействием своих талантливых учителей Т. Н. Грановского и П. Г. Редкин, а понял сущность философской проблемы воспитания. Если Редкин декларировал, что истинное образование должно «обнимать человека всесторонне» – его тело, чувства, ум, волю в их единстве и целостности, то у Ушинского в ряде его работ, особенно IB капитальном труде «Человек как предмет воспитания», это положение будет научно обосновываться. Критикуя ряд правовых работ в своих лекциях о камеральном образовании в Ярославском Демидовском лицее, он увидит их основной недостаток в там, что в правовых работах не было именно исторической и философской основы.

Но как бы ни были талантливы педагоги, они не могут просто «передать», «привить» свои взгляды и убеждения. Дело в том, на какую почву упадут зерна знаний, убеждений и как они произрастут. Без систематического труда, без своего отношения к жизни ничего этого произойти не может. К. Д. Ушинский много времени отводит чтению и изучению художественной литературы, как классической, так и современной ему русской и западноевропейской. Жизнь человеческого общества, общественное движение в результате лекций Т. Н. Грановского привлекали особое внимание К. Д. Ушинского, и он в студенческие годы уже остро воспринимал общественные контрасты. Он с большой тщательностью и увлечением изучал эпоху Французской революции 1789 – 1793 гг. и, по словам Ю. С. Рехневского, имел к героям ее особое пристрастие.

Огромная трудоспособность, усидчивость, принципиальность и прямота были характерными чертами студента Ушинского. Ю. С. Рехневский писал, что Ушинский был студентом-демократом и «студенты-аристократы, любившие пускать пыль в глаза французскими фразами, рысаками, франтовскими мундирами и всякими модными затеями, страшно боялись Ушинского, которого остроты попадали очень метко». Ушинский предпочитал среду бедных студентов, ценил их как людей, преданных науке, и делился с ними «последним рублем и последней трубкой табака». Талантливый юноша держался всегда скромно и помогал своим товарищам, если это было нужно, разобраться в науках, в юридических казусах. Ушинский, отмечал Ю. С. Рехневский, с необыкновенной легкостью и быстротой усваивал себе самые трудные философские и юридические теории, относясь к ним всегда критически. Нередко случалось, что после выслушивания лекции, в которой нам преподавалась какая-либо слишком мудреная теория (например, теория владения по римскому праву и разъяснение немецких юристов, или Нибуровские идеи о древней римской истории), слушатели, плохо поняв суть дела, обращались к Ушинскому».

В годы пребывания в университете и после его окончания, когда Ушинский готовился к магистерскому экзамену, ему приходилось зарабатывать на жизнь репетиторством. Очевидно, ему, студенту-демократу, немало неприятного пришлось пережить, если после окончания университета в своем дневнике от 3 февраля 1854 г. записал: «Сегодня день прошел в занятиях; по ввечеру, на уроке у П., вошла madame П. и, посмотревши на наше учение, вздохнула... Бедная мать! Этот вздох пристыдил меня. Мне кажется, она поняла мое шарлатанство. Этот вздох пристыдил меня больше, нежели могли бы это сделать самые злые насмешки. Может быть, он относился совсем к другому, – но, по крайней мере, она вздохнула о детях... И я ее обманывал. Надо сделать, что можно, по крайней мере».

Уже в юности К. Д. Ушинский осознавал значение педагогики.

Студент Ушинский не порывал связи с родными местами, страстно любил Украину с ее народом-тружеником, полным чувства юмора и поэзии, народом-борцом за свою независимость. Каждое лето он отправлялся в Новгород-Северский и в общении с народом и родной природой набирался сил, чтобы с новой энергией овладевать знаниями, окунуться в гущу студенческих споров, принимать активное участие в литературном кружке, где много внимания уделялось произведениям В. Г. Белинского. Социальные вопросы, волновавшие студенчество, служили постоянно предметом споров и поводом для споров. К. Д. Ушинский с необыкновенной прямотой, последовательностью и страстностью отстаивал свои взгляды, нередко в довольно резких выражениях. «Уже тогда, – пишет Ю. С. Рехневский, – Ушинский отличался некоторыми качествами, которые впоследствии наделали ему много врагов и принесли немало огорчений, – именно полнейшею независимостью характера и привычкою высказывать каждому откровенно свои убеждения, невзирая на то, как будет принята эта откровенность».


Полезное чтиво:
После окончания Московского университета
Служить интересам народа
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей
Почему Ушинский уходит из лицея
Мысли, изложенные в статьях
Педагог и общественное движение
Работа в журнале министерства просвещения
Новый журнал под редакцией Ушинского
Отмена крепостного права в России
Состояние системы просвещения и политика

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства