Сущность науки и отражение внешнего мира

К определению сущности науки К. Д. Ушинский подходил с первых шагов своей педагогической деятельности в Ярославском лицее. В речи «О камеральном образовании» он писал, как уже отмечалось ранее, что предмет науки должен быть самобытен, иметь такие законы, которые не мог бы изменить произвол человека и которые развивались бы из самой сущности предмета науки. Мир един, а поэтому существует единая наука, но мир многообразен и разносторонен. «Наука одна, но каждая из ее частей, приложенная к какому-нибудь предмету, образует особый отдел и получает особое имя» – это изречение Платона Ушинский приводит в подтверждение своих взглядов на единство мира и его отражение в науке. Наука должна иметь «предмет, существующий самостоятельно, имеющий свою организацию и свои законы, который действует в мире по внутренним своим законам, следовательно, такой предмет может сделаться предметом науки».

К. Д. Ушинский правильно утверждал, что наука стала возникать лишь тогда, когда человек уже мог удовлетворять свои первые материальные потребности в пище, одежде, жилье. По его мнению, после этого развивалось теоретическое мышление. Наука – отражение внешнего мира через понятия, которые формируются в результате обобщения свойств и качеств отдельных предметов. В человеческом мышлении, подчеркивал К. Д. Ушинский, все обще, даже единичные представления о единичных предметах принимают общий характер. «В мире нет вообще треугольника, как и нет вообще животного, нет дерева, нет дома и т. д., а между тем понятия эти в нас существуют и заменяют собою для нашего мышления действительный мир, весь состоящий из единичностей».

Понятие, по утверждению К. Д. Ушинского, является соединением в одну ассоциацию одинаковых атрибутов, взятых из многих единичных представлений. Понятия могли появиться в результате обобщения и абстрагирования отдельных явлений внешнего мира. Отраженная та или другая сторона внешнего мира, обобщенная и абстрагированная, является предметом науки. Существенный признак любой науки – объективное отражение самого предмета, выраженное в форме определенных идей, принципов, законов. Эта мысль К. Д. Ушинского абсолютно верна. Идеалистическая точка зрения на сущность науки, ее характер и назначение ему чужда. Он резко выступает против агностицизма Канта, против позитивизма Спенсера, против педагогических и психологических положений Гербарта и Бенеке. «Истинная мысль, – правильно утверждал он, – не есть мнение о вещи, но понятие самой вещи; наука должна открывать человеку глаза на явления внешнего мира, а не предаваться бесплодным сожалениям и утопиям... Единственным критерием для вещи есть сама вещь, а не наше понятие о ней; единственным основанием критики... должен быть тот принцип, который развивается обществом, а не какое-нибудь внешнее явление или внешнее мнение».

И до Ушинского, и в его время, и сейчас в буржуазном мире делаются попытки примирить науку и религию. Педагог-демократ самым решительным образом возражает против какого-либо примирения науки и религии. Религиозное и научное миросозерцания исключают друг друга. «Нужно ли доказывать, что всякая фактическая наука, – а другой науки мы не знаем, – стоит вне всякой религии, Ибо опирается на факты, а не на верования, на известности, а не на вероятности, основывается на определенных знаниях, а не на неопределенных чувствованиях?» – так заявлял К. Д. Ушинский в «Педагогической антропологии», своем последнем фундаментальном труде. Тех же позиций он придерживался и в начале своего педагогического пути. В речи «О камеральном образовании» он со всей определенностью заявлял, что «наука не имеет права смотреть на человека как на существо двух миров, наука не начинает с верований», «ей принадлежит человек и человечество земли; человек неба принадлежит религии».

Факты, практика – вот основные критерии науки. Подлинная наука должна открывать путь опыту и проверяться им. «...Не должно увлекаться теорией слишком далеко, как бы ни привлекательна была даль, в которую она нас манит: должно, по возможности, защищаться от нее фактами, сохраняя уверенность, что и без того она увлечет нас непременно далее того, чем мы можем идти, не спотыкаясь». Подлинная наука, возникшая из потребностей общества, основанная на опыте, раскрывая для ума содержание фактов, служит обществу.


Полезное чтиво:
Приоритет научных знаний
Развитие педагогики по мнению Ушинского
Воспитание без педагогического опыта
Правила педагогики Ушинского
Роль психологии в педагогике
Задачи воспитания и образования
Какой должна быть наука о воспитании
Важное значение научной педагогики
Труд – высшая форма человеческой деятельности
Значение труда в жизни человека и общества

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства