Связь образования с практикой

Нельзя вместе с тем подходить к наукам так утилитарно, как делает Спенсер, расценивая любую из них с точки зрения лишь узко понимаемой им пользы ее для человека, немедленной пригодности ее к жизненной практике. К. Д. Ушинский указывал, что есть целый ряд наук, которые не могут быть тотчас же непосредственно приложимы к практике, но они от этого вовсе не становятся ненужными. В качестве примера он ссылается на древнюю историю. Конечно, древняя история никак не может быть приложима к непосредственной практике человека, но роль ее воспитательная и образовательная исключительно велика. Знание древней истории помогает уяснить ход исторического процесса человеческого общества вообще, в ученике надо видеть не будущего историка, а только человека, получающего воспитание и образование. Здесь, мы видим, К. Д. Ушинский выступает против утилитарного изучения предметов в школе. С этих же позиций он не отрицает необходимости изучения иностранных языков в общеобразовательных целях, в том числе и языков классических в разумном объеме.

По глубокому убеждению К. Д. Ушинского, вопрос о содержании образования в России не разработан и разработкой его серьезно никто не занимался. Решался этот вопрос узковедомственно и оставался тайной чиновников просвещения.

«До сих пор, – писал он, – педагогика больше думает о том, как учить тому, чему обыкновенно уча тому, чем о том, для чего что-нибудь учится... При выборе предметов ученья везде еще следуют слепой рутине, ничем не оправдываемым преданиям и обычаям и даже глупейшей моды (последнее особенно в женском образовании). Мы валим в детскую голову всякий, ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать, тогда как, в то же самое время, самые образованные люди не знают того, что необходимо было бы им знать, и за незнание чего они часто расплачиваются дорогой ценой».

К. Д. Ушинский считал необходимым оставить в учебниках только то, что необходимо и полезно для жизни, и выбросить все, что держится на рутине и изучается для того, чтобы быть впоследствии позабытым. Теория формального образования обращает внимание главным образом па форму, а не на содержание, при обучении же внимание должно обращаться преимущественно на содержание. «Напрасно бы надеялся воспитатель на силу одного формального развития. Психический анализ показывает ясно, что формальное развитие рассудка, в том виде, как его прежде понимали, есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях, что его нельзя наломать, как какую-нибудь стальную пружину, и что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание».


Полезное чтиво:
Какие знания должна давать школа
Знания для практической жизни человека
Классическое образование времён Рима и Греции
Важная роль математики в системе образования
Роль естествознания в процессе просвещения
Система естественных наук в народной школе
Значение естественных наук в развитии детей
Критика тогдашней системы образования
Что даёт освобождение крестьян
Значение игры и труда в школе

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства