Связь воспитания с природой детей

Добросовестный учитель внимательно наблюдает и изучает детей со всеми особенностями их сложной и нежной природы. Кто хочет учить, заявлял Ушинский, тот должен снизойти до потребности ученика, заглянуть в его душу. Дети даже в младенческом возрасте угадывают сердцем чувства взрослых, и в этом отношении детская проницательность и интуиция поразительны. Можно взрослого обмануть в тех чувствах, которые мы к нему питаем, но ребенка, предупреждал педагог-гуманист, не обманешь, и за внешней, неискренней ласковостью, внимательностью он чувствует фальшь. Воспитатель не может не считаться с особенностями ребенка. Он должен постоянно заниматься «хорошим изучением того дела, за которое он берется, и, главное, глубоким и искренним изучением человеческой природы вообще и детской в особенности; если же и после такого изучения он не полюбит детей, тогда лучше ему не браться за дело воспитания».

«Ученье есть могущественнейший орган воспитания, и воспитатель, лишенный этого органа, потеряет главнейшее и действительнейшее средство иметь влияние на воспитанников». Настоящий учитель работает творчески и тем самым возбуждает деятельные умственные силы учащихся. Такой учитель никогда не пользуется шаблоном и не перелагает механически материал, изложенный только в учебнике. У него учащиеся активно участвуют в процессе усвоения знаний. У формалиста же и педанта они напрасно тратят силы, время и приобретают привычку бездельничать. Зная, что и без его скучных «объяснений» они найдут этот урок в книге, ученики «стараются только смотреть на учителя и не слышать ни одного слова из того, что он говорит... На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трех, а остальные в это время считают себя свободными решительно от всего дела. Таким образом проводит иной счастливый мальчик большую часть дней целой недели и приобретает гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и ничего не думая». Творчески работающий учитель постоянно держит учеников в здоровом напряжении, ведет преподавание с одушевлением, пробуждает и постоянно поддерживает их активный интерес.

Положительные убеждения воспитанников могут быть сформированы наставником, имеющим твердые общественные и педагогические убеждения, понимающим высокую цель своей воспитательной деятельности. Педагог-просветитель возлагал в этом деле большие надежды на педагогическую литературу и правильно налаженную подготовку учителей.

К Д. Ушинский справедливо указывал, что отсутствие научно-педагогической литературы не способствует активизации педагогической мысли и воспитательной деятельности. Он глубоко верил, что широкое распространение педагогической литературы вырвет воспитателя из замкнутой, усыпительной сферы, заставит его серьезно размышлять над проблемами воспитания, поднимет его деятельность на уровень современных воспитательных задач. Разумеется, в условиях царской России это желание педагога-просветителя не могло полностью осуществиться, так как вслед за кратковременным общественно-политическим и педагогическим движением 60-х гг., широко и гласно ставившим вопросы воспитания, усилились правительственный гнет во всех областях жизни, гонение на проявление демократической общественной мысли, реакция в области просвещения.


Полезное чтиво:
Издание журнала «Убеждение»
Как воспитать народных учителей
Задачи подготовки учителей в семинариях
Нравственное развитие как задача воспитания
Как воспитать в ребёнке настоящего человека
Воспитание нравственности у будущего поколения
Роль правильного воспитания в жизни человека
Нравственное начало идёт из семьи
Воспитание лучших качеств человека для пользы общества
Формирование нравственных убеждений

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства