Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

При усвоении материала каждого учебного предмета преподаватель, пробуждая активную мыслительную деятельность школьников, формирует у них интерес и к другим предметам, расширяя этим новые возможности для развития интеллектуальных сил. Межпредметные связи необходимы как для целей образовательных, так и воспитательных, они содействуют единству воспитательных воздействий. Связь между предметами преподавания должна стать выражением всеобщей связи в мире. Такие межпредметные связи формируют миросозерцание особенно интенсивно в юношеском возрасте. Они дают возможность более глубоко и основательно понять, что различные отрасли научных знаний отражают единство и многообразие развивающегося мира. У учащихся в школе постепенно складывается генетический подход к науке, то есть определенный взгляд на ее возникновение, развитие, место в общей системе знаний и значение в жизни человеческого общества. Правильно поставленное обучение развивает в воспитанниках и жажду новых полезных знаний, и жажду деятельности. Это, по Ушинскому, две стороны единого процесса обучения. Утоление жажды знаний немыслимо без активности и деятельности учащихся, жажда же деятельности вызывает потребность в новых знаниях.

К. Д. Ушинский в организации обучения учащихся старшего школьного возраста допускал фуркацию. Ее необходимость он аргументировал тем, что круг познаний, необходимых каждому образованному человеку, к 60-м гг. XIX в. Значительно расширился и это отразилось на содержании и объеме образования. Фуркация школы с двумя отделениями, филологическим и естественно-математическим, казалось ему, помогает решить сложную задачу перегрузки и в известной мере удовлетворить жизненные запросы и интересы учащихся. «Мера эта – отмечал он, – в сущности полезная и необходимая». С большим вниманием следя за результатами введения фуркации в школах Франции и Германии, К. Д. Ушинский писал: «В Германии лучшие педагоги уже признали, что такое разделение наук в средних учебных заведениях необходимо и имеет разумное основание. Они находят, что это разделение вовсе не есть уступка какой-либо политической идее или требованию нынешнего практического, стремящегося исключительно к материальной пользе поколения, но что оно также оправдывается и педагогической теорией, и педагогическим опытом».

Правильно поставленное обучение, связанное с требованиями жизни и учитывающее особенности возрастного развития, является необходимым условием формирования у школьников жизненных убеждений, помогает им выбрать свое место в жизни. Действительное развитие и воспитание невозможно представить без того, чтобы не вносить в юные умы положительных убеждений. «Если мы будем воспитывать в детях полных скептиков, то внесем в них одно из самых крайних убеждений: убеждение в невозможности убеждений, развратим душу и сделаем ее неспособною к убеждениям, а этой способности к искренним и сильным убеждениям именно и требует автор от воспитания», – писал великий русский педагог.

Отсутствие в обществе твердых и свободно высказываемых убеждений педагог-демократ и просветитель рассматривал как факт, прискорбный для России того времени. «Скажу с уверенностью, – писал он, – общество без высказанных общественных убеждений – самое опасное общество для правительства: это именно болото, зеленеющее, гладкое, тихое, чуждое бурь, с виду безопасное и даже заманчивое, но в котором, где ни поставишь ногу, везде провалишься и никогда не найдешь точки опоры. Оно может парализовать даже силу Геркулеса, ворочающего горами; оно же засасывает и правительства понемногу, незаметно, посреди пышной лести, всех атрибутов неограниченной власти, окружая его кажущимся покоем и улыбающимися картинами мирного счастья».

Так думал просветитель-демократ К. Д. Ушинский, имея в виду свободу высказывания убеждений демократических.

Царское же правительство, разумеется, всеми имеющимися в его распоряжении средствами насилия старалось искоренять именно не совместимые с его политикой убеждения.

Нельзя сказать, что К. Д. Ушинский этого совсем не видел.

«Нет сомнения, – писал он, – что воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но цена убеждения человека. Принявши образование сначала по приказу правительства, русские потом невольно стали всасывать из него и то, что не нравилось уже правительству, и вот началась странная борьба, в которой выражалось желание устроить образование так, чтобы оно, увеличивая запас знаний, необходимых для всякой европейской державы, в то же время не касалось убеждений. Вследствие этого желания не только философия была изгнана из университетов, но даже невинная логика из гимназии; не только ревностные исполнители воли правительства преследовали всякое философское направление в учебных заведениях и литературе, но даже прямо выражали свое официальное, а вместе с тем искреннее отвращение от всякого рода мышления».

Действительного выхода из создавшегося положения К. Д. Ушинский в силу своей исторической ограниченности не знал и оставался всецело на позициях просветителя-демократа. Он видел выход в хорошо организованном народном образовании, в широком просвещении масс, то есть в том, что именно не хотело и не допускало царское правительство.

Выдвинутый им общепедагогический принцип связи между обучением, развитием и воспитанием, который великий педагог утверждал во всех своих работах, начиная от журнальных статей и кончая учебными книгами и «Педагогической антропологией», в нашей стране, в условиях социального и научно-технического прогресса, углубляется психологами и педагогами, помогая воспитывать идейно убежденного и активного строителя гуманистического общества.


Полезное чтиво:
Влияние личности учителя
Отношения наставника и учителя
Связь воспитания с природой детей
Издание журнала «Убеждение»
Как воспитать народных учителей
Задачи подготовки учителей в семинариях
Нравственное развитие как задача воспитания
Как воспитать в ребёнке настоящего человека
Воспитание нравственности у будущего поколения
Роль правильного воспитания в жизни человека

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства