Труд – высшая форма человеческой деятельности

К. Д. Ушинский рассматривал труд как высшую форму человеческой деятельности, причем этот его взгляд распространялся и на физический, и на умственный труд. По его словам, стремление к деятельности – врожденное свойство человека. Эта деятельность определяется прежде всего физиологическими особенностями человеческого организма. К. Д. Ушинский подчеркивал, что главнейшее условие возобновления тканей организма заключено в его деятельности. Эта прогрессивная идея о формирующей роли деятельности, выступающая в физиологии, затем становится у него важнейшим принципом в психологии и педагогике. «Влияние деятельности, даваемой организму жизнью на устройство самого организма, – отмечал К. Д. Ушинский, – не ограничивается мускулами и органами чувств: кости и даже нервная система и центр ее мозг изменяются под влиянием жизненной деятельности. Точнейшим измерением черепов, взятых из разных эпох в одной и той же местности, доказано, что вместе с дальнейшей цивилизацией народа форма черепов и толщина их изменяются, крепость уменьшается, вместимость увеличивается, передняя часть начинает преобладать над затылочною, а личной угол более и более приближается к прямому». Деятельность у человека играет совсем другую роль, чем в мире животном. Жизнь в обществе определяет эту деятельность, а деятельность человека в свою очередь видоизменяет жизнь и жизненные условия: «...жить значит не что иное, как чувствовать, мыслить и действовать».

Признавая труд высшей формой человеческой деятельности, К. Д. Ушинский утверждал, что кроме стремления быть имеется еще более важное стремление жить, проявляющееся у человека в форме трудовой деятельности, деятельности преобразующей. Стремление к такой деятельности, по словам Ушинского, есть выражение самой человеческой сущности. Человек, удовлетворивший все свои физические, потребности, но лишенный этой специфически человеческой деятельности, может считаться самым несчастным: «Едва ли может быть наказание тяжелее одиночного заключения, и без работы, в американской тюрьме, чистой, теплой, при столе, вовсе не скудном. Вол, поставленный в такое положение, будет еще жиреть, но человек вскоре приходит в совершенное отчаяние и впадает в безумие...».

Стремление к такой деятельности заложено в самой природе человека до того фундаментально, что стало основой всей жизни человека, и этим человек выделяется из царства животных. «...Труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе...». Это значит, что труд имеет социальное происхождение, а не естественно-биологическое, он условие развития материальной и духовной жизни как отдельного человека, так и общества. Труд – отличительное качество только человека, признак и залог его неограниченной силы и возможностей развития. Он может стать и часто бывает в несправедливом обществе («цепью, накинутой на человека, но он и средство в руках человека для обуздания природы и переделки человеческого общества. Труд может поэтому стать не «клеймом рабства», а «печатью свободы». В труде человек нашел самого себя, нашел жизнь и единственно достойное счастье.

Труд становится не только средством удовлетворения материальных потребностей, но и источником духовного развития человека. В свою очередь, духовное развитие человека влияет на изменение форм и средств труда, меняет социальные отношения между людьми. «...Труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет».

Материальные результаты труда составляют человеческое достояние и могут быть легко изменены. Но огромное значение, утверждал К. Д. Ушинский, имеет внутренняя, духовная, животворная сила труда, которая служит источником человеческого достоинства, развития нравственности, источником счастья. Природа стихийно производит богатства, нужные человеку, но человек, открывая законы природы и овладевая ими, заставляет ее производить нечто совершенно новое.

Педагог-демократ видел контрасты общественной жизни России. «...Один дуреет от жиру, – отмечал он, – другой дичает от нищеты; одного губит богатство, другого крайняя бедность превращает в машину», и все время увеличивается «число недовольных жизнью». Однако он не понимал действительных причин этого я тем более не знал действительных путей разумного общественного устройства.


Полезное чтиво:
Значение труда в жизни человека и общества
Деятельность человека в условиях свободы
Значение физического труда в жизни человека
Подготовка к труду как цель воспитания
Важность стремления человека к цели своей деятельности
Единство физического и умственного труда
Народность – проявление созидательной силы народа
Иностранные системы воспитания детей
Критика учебно-воспитательной работы в школах разных народов
Идеал человека в процессе народного воспитания

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства