Учебник для чтения «Родное слово»

В методических статьях к «Детскому миру и Хрестоматии» К. Д. Ушинский высказывает ряд весьма интересных, глубоких и принципиальных мыслей о соотношении слова и наглядности в обучении, много внимания уделяет проблеме воспитания и развития. Ребенка даже при начале обучения надо не только учить читать и писать, но еще больше развивать, беседуя с ним о близких для него предметах, учить наблюдать и делать выводы из наблюдения.

«Детский мир и Хрестоматия» составлена по строгой научно-педагогической системе. Каждая статья в этой книге представляет интерес, является законченно целой и вместе с тем связана с предшествующей и последующей. Здесь соблюден переход от более легкого к трудному, дается одновременно не больше одного- двух новых понятий. Однородные статьи расположены таким образом, что подводят к определенным выводам, к классификации, явлению или закону. Тщательно реализованная научно-педагогическая система сделала «Детский мир» любимой книгой учащих и учащихся.

Центральной идеей, пронизывающей всю педагогическую систему К. Д. Ушинского, является утверждение, что преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет основу всего обучения и составляет предмет главный. Эта идея с еще большей последовательностью и ясностью проведена в его учебной книге «Родное слово» (1864), написанной для I – III классов (в трех частях). Одновременно с книгой для учащихся была издана под тем же названием книга для учителей – методическое руководство. Работая над этой книгой, К. Д. Ушинский имел в виду «земскую, т. е. сельскую школу, и притом с трехлетним окончательным курсом».

«Родное слово» явилось новаторской книгой в русской дореволюционной школе, выдержав 146 изданий, преодолев противодействие министерства народного просвещения. Книга стала самой популярной среди прогрессивного учительства народных школ.

Появление «Родного слова» и руководства к нему стало поворотным пунктом в развитии методики первоначального обучения в России.

Приверженцы старой, архаической системы обучения встретили «Родное слово» в штыки. Однако общественно-политическое движение 60-х гг. давало себя знать, и реакция не посмела сразу предпринять желательных для нее организационных мер. В 1884 г. книга была запрещена. В 1899 – 1900 гг. «Родное слово» было вновь допущено в школу.

Реакционеры в педагогике, защитники народного затемнения, инкриминировали автору книги методическое прожектерство, упрощенчество, распространение материализма и нигилизма, разрушение религиозных верований у детей.

Великий русский педагог считал, что в начальной школе должна быть такая организация работы, при которой изучение отдельных предметов сочетается,в единой строго продуманной системе. Основой этой системы и сделал он родной язык, так как «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка».


Полезное чтиво:
Лучшие методы усвоения родной речи
Какой материал содержит учебник
Особое внимание – чтению сказок
Значение книги для чтения, созданной Ушинским
Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер
Значение и характер игры в жизни ребёнка
Соответствие игры возрасту ребёнка
Роль внешнего мира для развития детей
Важность участия всех органов чувств
Различные виды деятельности в процессе обучения

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства