Учебник «Родное слово»

К. Д. Ушинский жил в атмосфере постоянных неприятностей и злобных нападок. Поводом для них послужила его учебная книга «Родное слово», по достоинству оцененная прогрессивными педагогами-практиками и деятелями народного образования. С момента первого издания «Родного слова» в 1864 г. и до 1867 г., как правило, рецензии и отклики были весьма положительными. № X. Вес- сель, исполнявший тогда обязанности члена Ученого комитета министерства просвещения, рекомендовал эту книгу для начальных школ: «Первоначальное обучение подвинулось бы у нас значительно вперед, если бы молодые люди, готовящиеся в народные учителя в существующих у нас педагогических курсах, ознакомились с этим руководством в такой степени, что могли бы потом преподавать в училищах по учебнику «Родное слово...».

«Голос», «Книжный вестник», «Библиотека для чтения», «День», «Журнал для родителей и наставников», «Учитель» и ряд других периодических изданий опубликовали содержательные рецензии и отзывы на «Родное слово».

Приведем выдержку из рецензии, опубликованной в журнале «Учитель».

«...Эту книгу можно смело назвать одной из лучших в нашей педагогической литературе... теперь, когда у нас есть «Родное слово», грамота для детей уже не будет казаться пугалом... Ушинский не набивал своей книги тем старым хламом, который, бог знает с каких пор, переходит из одной детской хрестоматии в другую; напротив, он выказал в этом значительную самостоятельность. Очень нетрудно написать книгу для детей, если дело в том, чтобы наполнить ее чем бы то ни было; для этого нужно только уметь переписывать... Не так понимал свое дело Ушинский... Рекомендуем «Родное слово» каждому родителю и воспитателю как в высокой степени полезную книгу».

После того так на пост министра просвещения был назначен Д. А. Толстой, отношение к «Родному слову» совершенно изменилось. Дело здесь, конечно, было не только в личной неприязни министра к Ушинскому, но и в усиливавшейся реакции.

В 1867 г. появилась брошюра А. Г. Филонова под крикливым названием «Плоды педагогического озлобления». Автор ее напал на К. Д. Ушинского за «атеистическое направление «Родного слова», поводом к чему послужило наличие в книге естествоведческого материала. Заканчивалась брошюра высокопарной демагогией: «Народ, родители вопиют против вашей книги». А. Филонов до конца дней своих принимал все меры, чтобы помешать распространению «Родного слова» как учебника в народных училищах. 26 сентября 1899 г., спустя почти тридцать лет после смерти К. Д. Ушинского, он выступил в Ученом комитете министерства просвещения с той же самой аргументацией против переиздания «Родного слова». Основной порок книги, по мнению Филонова, состоял в том, «что главное направление издания преимущественно реальное. Предметы духовные по-прежнему остаются в стороне и составляют что-то прибавочное, второстепенное».

В рецензии «Волки в овечьей шкуре» К. Д. Ушинский изображался также атеистом. Автор заканчивал рецензию издевательскими словами: «Итак, благодаря богу, кажется, наступает конец, дидактической свистопляски, реальная и либеральная педагогика с ухватами, рюшками, хавроньями мало-помалу теряет свое обаяние, не признается больше за последнее слово науки обучения и воспитания».


Полезное чтиво:
Система народного образования в тогдашних условиях
Теория воспитания Ушинского
Развитие педагогической мысли и антропология
Движение материи и сила чувства
Сознание и чувствование в философских взглядах Ушинского
Споры о материализме и схоластике в педагогике
Опыт антропологии в науке о воспитании
Что писал Чернышевский о мировоззрении
Роль философии в науке о воспитании
Что нужно для развития образования

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства