Умственный труд – самый важный вид деятельности

К. Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный вид деятельности, серьезный труд. «Ученье, – писал он, – есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так, чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас». Однако ученик должен приучаться к серьезному умственному труду соразмерно своим силам и возможностям. Если схоластическая школа губительно действовала на умы учащихся, то причиной этому была не столько сложность и трудность самого материала, сколько его бессмысленность для ученика. Но если схоластическая школа отрицательно влияла на умственное развитие, то, подчеркивал К. Д. Ушинский, шутливая, потешающая педагогика разрушает характер человека в самом зародыше.

«Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать – легко и приятно, но думать трудно». Серьезный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем труд физический. После умственного труда для ребенка следует отдых, но этот отдых состоит не в том, чтобы ничего не делать, а необходимо переменить вид деятельности, род занятий. «...Чем моложе дитя, тем менее способно оно к постоянству какой бы то ни было душевной деятельности в одном •направлении, тогда как, разнообразя свои занятия, может работать довольно долгое время. Самая перемена занятий действует на ребенка лучше даже полного отдыха, который, конечно, необходим в свое время. Ребенок видимо устал читать, внимание его ослабело, процесс понимания остановился: заставьте дитя полчаса пописать, порисовать, посчитать, попеть и – заметите, что, воротившись потом ж чтению, ребенок снова стал и понятлив, и внимателен». Ребенка следует постепенно приучать к постоянству умственных действий в одном направлении. При первоначальном обучении, используя разнообразие деятельности ребенка, можно успешно приучать его к полезной деятельности, требующей большего напряжения и длительности. Ничто не противоречит природе ребенка так, как установившийся в народной школе порядок держать его на одном и том же материале. «На основании вышеизложенного физиологического и психического закона, – писал К. Д. Ушинский, – современное первоначальное обучение открывается не одним, но несколькими предметами: наглядное обучение, письмо, рисование, детские работы, чтение, счет, библейские рассказы (этим он отдавал, как известно, дань времени), пение и гимнастика сменяют друг друга и поддерживают в ребенке телесную и душевную бодрость и свойственную этому возрасту веселость».

Мейн кун цена котенка подробности на сайте.


Полезное чтиво:
Какой должна быть система получения знаний
Значение повторения в процессе обучения
Воспитание в процессе деятельности ребёнка
Важность активности ученика в процессе обучения
Приобретение знаний и формирование убеждений
Особенности периода юности
Система знаний и убеждений современного человека
Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте
Влияние личности учителя
Отношения наставника и учителя

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства