Ушинский и общественно-педагогическое движение

2 марта 1974 г. исполняется 150 лет со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870). Его жизнь и деятельность проходили в сложный период истории России. Это был период глубокого кризиса крепостнического строя, демократического подъема общественного движения и отмены крепостного права. Это были годы распространения освободительных идей, формирования и укрепления революционно-демократического направления в русском освободительном движении. Царизм же все более усиливал свои охранительные и карательные меры, стремясь подавить освободительное движение. Стараясь предотвратить влияние «крамольных идей» на молодое поколение, он проводил реакционную просветительную политику, тормозившую развитие народного образования.

Общественно-политическое движение 60-х гг. вызвало к жизни движение общественно-педагогическое. Как общественно-политическое, так и ставшее его органической частью общественно-педагогическое движение не были однородными, однако и в том и в другом самым активным и целеустремленным стало движение революционно-демократическое. Позиции К. Д. Ушинского полностью не совпадали с революционно-демократическими педагогическими идеями, но их благотворное влияние на нем, безусловно, сказалось.

По своему происхождению К. Д. Ушинский относился к мелкопоместному дворянству. Но хорошо известно, что социальное происхождение далеко не всегда определяет социально-политические взгляды и практическую деятельность человека. Ученица К. Д. Ушинского по Смольному институту и последовательница его педагогических идей Е. Н. Водовозова писала:

«Во время моего знакомства с Ушинским после выпуска, какие бы разговоры и споры он ни вел в кругу своих знакомых, мне никогда не приходилось слышать, чтобы он высказывал идеи гуманистические или радикально-политические: он всегда и всюду являлся лишь страстным поклонником, сторонником и пропагандистом просвещения вообще и распространения его среди простого народа в особенности, а также проповедником широкого образования женщин».

Как видим, Е. Н. Водовозова пока характеризует К. Д. Ушинского как просветителя. Однако считать К. Д. Ушинского просто просветителем явно недостаточно, и это понимала Е. Н. Водовозова. «...Ушинский, – справедливо отмечала она, – представитель новой жизни, носитель новых, прогрессивных идей, с энергией страстной натуры проводящий их в жизнь, до мозга костей демократ по своим убеждениям... всем сердцем ненавидящий формализм и рутину, в чем бы они ни проявлялись! Он горячий защитник свободной мысли и индивидуального развития... Ушинский, человек во всеоружии знаний, прекрасно знавший себе цену, не мог вынести препятствий при своем быстром шествии вперед по пути прогресса и новшеств и наносил удары своим врагам, Не обращая ни малейшего внимания на их служебное положение».

Зная жизненный путь К. Д. Ушинского, его теоретические труды и практическую деятельность, можно с полным основанием утверждать, что он был просветителем-демократом, посвятившим свою жизнь прежде всего просвещению простого народа.

Любая педагогическая система, в том числе и К. Д. Ушинского, приобретает определенную научную значимость, стройность и последовательность лишь при наличии общих методологических основ, которые объединяют отдельные положения этой системы и делают их исторически значимыми и целеустремленными. Часто теория того или иного представителя педагогической мысли является выражением борьбы идеализма и материализма, нередко при этом авторы стихийно переходят на материалистические позиции. Примером такого явления служит и педагогическая теория представителя прогрессивно-демократической педагогики К. Д. Ушинского.


Полезное чтиво:
История и развитие педагогической мысли
Состояние учебных заведений
Годы учёбы Ушинского в гимназии
Страницы истории России
Студенчество и формирование своих взглядов
После окончания Московского университета
Служить интересам народа
Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей
Почему Ушинский уходит из лицея
Мысли, изложенные в статьях

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства