Условия жизни определяют жизнь и развитие человека

Признавая жизнь решающим фактором в развитии и формировании человеческой личности, обосновывая это правильное положение, К. Д. Ушинский решительно возражал Г. Спенсеру, пытавшемуся доказать, что человек якобы приспосабливается к условиям жизни подобно животным, пассивно. С тачки зрения К. Д. Ушинского, человек не может игнорировать те условия, в которых он родился и растет, но приспосабливается он к среде присущим ему активным образом. Животным свойственна лишь наследственная передача приспособления. Например, «ласточка, никогда не видавшая, как вьют гнездо птицы ее породы, начнет вить его, когда придет пора, точно так же, как вили ее родители, если только у ней не будет недостатка в материалах. Следовательно, – утверждал К. Д. Ушинский, – приняв мысль Дарвина, что искусство вить гнезда, врожденное ласточке, есть сумма множества последовательных приспособлений, мы должны заключить, что эта сумма могла образоваться только при органической наследственности сделанных приспособлений».

Принципиально по-другому идет приспособление к условиям жизни у человека. Оно, по словам Ушинского, определяется не органической наследственностью, а исторической преемственностью, для чего характерно активное воздействие на среду. Предшествующие поколения оставляют после себя определенные жизненные, общественные условия, и новые поколения не могут их не учитывать. Однако они призваны продолжать развитие. Активность человека как существа общественного направляется на дальнейшее совершенствование достигнутого в развитии общества, и вместе с тем она обусловлена результатами предшествующего. Человек не может по произволу, без учета реальных возможностей изменять обстоятельства.

К. Д. Ушинский тем самым далеко ушел не только от Спенсера, но от всех тех, кто рассматривал человека как пассивный продукт среды. Если бы человек пассивно приспосабливался к среде и не изменял ее, то, по мнению Ушинского, невозможен был бы никакой прогресс, не было бы движения вперед. «Вот почему, приписывая немаловажное значение влиянию произвольных усилий, оказываемых человеком на изменения в своем собственном организме, мы никак не ожидаем, подобно некоторым мечтателям, чтобы эти усилия могли со временем ускорить до чрезвычайной степени движения человека, дать ему громадную физическую силу или вырастить ему крылья. Сила человека – его паровые машины; быстрота его – паровозы и пароходы; а крылья уже растут у человека и развернутся тогда, когда он выучится произвольно управлять движением аэростатов. Он и теперь уже бегает быстрее оленя, плавает лучше рыбы и скоро, вероятно, будет летать неутомимее птицы. Ход приспособлений к условиям жизни принял у человека, следовательно, совершенно новое направление, чуждое другим организмам земного шара».


Полезное чтиво:
Характер воспитания и влияние его на развитие человека
Необходимость воспитания в обществе
Сущность науки и отражение внешнего мира
Приоритет научных знаний
Развитие педагогики по мнению Ушинского
Воспитание без педагогического опыта
Правила педагогики Ушинского
Роль психологии в педагогике
Задачи воспитания и образования
Какой должна быть наука о воспитании

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства