В языке – душа и история народа

Учебная книга «Детский мир и Хрестоматия» стала большим событием в педагогическом мире. Прогрессивная педагогическая общественность встретила ее весьма положительно. Особенное внимание привлек естественнонаучный материал в ней, дидактически продуманный и отобранный, методически целесообразно расположенный. Знание природы, считал педагог-новатор, имеет огромное знание для познания объективного мира, развивает наблюдательность, эстетические чувства, речь и мышление. Дети видят окружающие их явления природы – смену времен года, мимикрию животных, рост и развитие растительного мира и с помощью учителя должны рассказать об окружающем, произвести простейшие опыты. Все это будет развивать устную речь, логическое мышление, ибо логика природы является самой доступной логикой для детей. Вот почему К. Д. Ушинский и в «Детском мире» и позднее в «Родном слове» (1864) дал большой материал из естественной истории. Естественная история приучает ум к строгой логичности, а это основная цель чтения и рассказывания.

Большой теоретический и практический интерес представляют методические статьи К. Д. Ушинского, выпуск которых был связан с выходом «Детского мира и Хрестоматии». К ним относятся «Особые примечания к статьям первой части «Детского мира», «О первоначальном преподавании русского языка» и др. В этих статьях ставились актуальные проблемы дидактики и методики, воспитания и развития, образования понятий, этического и эстетического воспитания.

Все три цели в обучении родному языку – развитие дара слова, сознательное обладание сокровищами родного языка и усвоение логики языка – должны осуществляться одновременно. Развитие дара слова может осуществляться только в деятельности, в упражнениях, которые должны отвечать четырем требованиям: они должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, быть устными и письменными, причем устные предшествуют письменным. Каждое из этих требований автор раскрыл со своих педагогических и психологических позиций.

Ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка означает усвоение его форм, выработанных как народом, так и литературой. Вводить ребенка в народный язык означает вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. Ввести в форму родного языка означает уяснить, понять мысли и чувства, которые выражены в Языковой форме. Только освоив мысли и чувства, можно освоить формы языка. Важно, чтобы ребенок не только понял мысли, изложенные в определенной форме, но и почувствовал их. Отсюда требование К. Д. Ушинского – усваивать формы языка логически и эстетически. В слове выражается природа страны и ее история, мысли и чувства народа.

«Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. В языке своем народ в продолжение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражалась в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка; так что каждое слово языка, каждая его форма, каждое выражение есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа».

Если через родное слово ребенок вводится в духовную жизнь народа, то требуется тщательный отбор произведений для ребенка. Рассказы, повести, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, отобранные для изучения, должны быть тщательно взвешены с точки зрения их учебно-воспитательного значения.


Полезное чтиво:
Система грамматики в первоначальном образовании
Учебник для чтения «Родное слово»
Лучшие методы усвоения родной речи
Какой материал содержит учебник
Особое внимание – чтению сказок
Значение книги для чтения, созданной Ушинским
Природосообразность обучения. Его развивающий и воспитывающий характер
Значение и характер игры в жизни ребёнка
Соответствие игры возрасту ребёнка
Роль внешнего мира для развития детей

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства