В какую школу народ отдаст своих детей

Ставя вопрос о народной школе, К. Д. Ушинский с горечью отмечал, что так называемая крестьянская реформа мало что изменила в положении народа, осталась та же бедность и забитость, невежество и бескультурье. Некоторые права, которые получил народ, не могут быть использованы из-за его забитости, бедности и неграмотности. Он резко выступал против тех либералов, которые утверждали, что народ якобы не желает учить своих детей, так как не видит пользы от учения. Народ не желает учить своих детей в тех школах, отмечал Ушинский, которые чужды ему по характеру, направлению и методам обучения; многие крестьяне не хотят пускать детей в школу также по причине своей забитости и бесправия. «В иных местах, – писал он, – укоренилось поголовное пьянство, в других мрачный раскол не позволяет еще взглянуть на школу открытыми глазами; в третьих остались самые печальные воспоминания о последствиях различных административных школ; четвертые так уединены и дики, что в них даже нет и понятия о возможности выучиться грамоте; но в большинстве случаев тяжелая бедность, перебивающаяся изо дня в день, не позволяет еще и подумать о школе. Понятно, что там, где крестьянин едва может прокормить своих детей, да и то не чистым хлебом, а пополам с лебедой, соломой или мякиной, трудно появиться школе».

Экономическое улучшение положения народа, утверждал педагог-демократ, будет содействовать подъему народного образования, а хорошо поставленное народное образование будет влиять на поднятие уровня экономической жизни. Он понимал, что, несмотря на реформы, общественные условия и формы правления оставались дикими и невежественными, что рядом с новейшей идеей цивилизации уживались дикая, невежественная мысль и произвол. Только пробуждая сознание народа, можно ожидать встречного движения народа за создание своих, народных школ. «...Ни железные дороги сами по себе, ни земские учреждения, ни судебные реформы не могут оказать на народ всего своего благодетельного влияния, если уровень его образования не будет хоть сколько-нибудь поднят школой».

К. Д. Ушинский горячо призывал не жалеть средств на народную школу, правильно утверждая, что это окупится для отечества с лихвой. «В денежном отношении, – убеждал он, – мы заметим только одно, что устройство хороших народных школ, правильно развивающих и правильно воспитывающих народ, есть одна из самых выгодных и самых прочных финансовых операций. Развивая умственные и нравственные силы народа, обогащая его полезными знаниями, возбуждая в нем разумную предприимчивость и любовь к труду... истинное народное образование сохраняет, открывает и поддерживает именно те источники, из которых льется народное богатство, и льется само собою, без всяких насильственных мер: время, труд, честность, знание, уменье владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека – эти единственные творцы всякого богатства».

Разумеется, эти призывы великого педагога в условиях царской России не могли быть реализованы. Его статья

«О нравственном элементе в русском воспитании», откуда взята цитата, была опубликована в конце 1860 г., а через двадцать лет, в 1880 г., на начальное образование было израсходовано по 9 1/16 копейки из расчета на одного жителя, причем 53,2 процента ассигнований дали земства, 33,7 – сельские общества, 6,4 – частные лица, 3,7 процента поступило из других источников и лишь 2,1 процента дала казна.

Имущие классы, по глубокому убеждению К. Д. Ушинского, не знали России, были безразличны к прошлому, настоящему и будущему своего народа, творца истории. В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867) он с горечью констатировал, что даже многие из окончивших университеты плохо знали Россию, родной язык и литературу, историю своего отечества; что образованная часть общества страдала не от незнания классических языков, а от незнания своего отечества. Направление образования в средних учебных заведениях было таково, что гимназисты не знали, «что такое Новгород или Киев, какая разница между Иоанном III и Иоанном IV»; что они твердо сохраняли в своей голове лишь «несколько латинских склонений и спряжений» и фактов древней истории других народов. Не зная своей родины, не зная истории своего народа, эти «образованные люди» повторяли слепо чуждые истинно русскому утверждения, что будто французов в двенадцатом году побили морозы, что в истории нашей все достойно насмешки и презрения», не признавали «Державина, Карамзина, Пушкина, Жуковского, Гоголя», доказывали «с увлекательным жаром, что ни в нашем прошедшем, ни в нашем настоящем нет ничего такого, на чем могла бы остановиться юная душа с любовью и уважением».

детские очки интернет магазин


Полезное чтиво:
Система образования родного народа
Важный вопрос об образовании женщин
Какой должна быть система образования женщин
Общее образование как основа формирования личности
Образование классическое и реальное
Содержание и цели классического образования
Педагогика формального развития
Связь образования с практикой
Какие знания должна давать школа
Знания для практической жизни человека

 

Содержание

Состояние учебных заведений

Годы учёбы Ушинского в гимназии

Лекции о развитии человека завоевали любовь слушателей

Почему Ушинский уходит из лицея

Мысли, изложенные в статьях

Педагог и общественное движение

Интерес к вопросам народного образования

Движение материи и сила чувства

Что писал Чернышевский о мировоззрении

Процесс развития человека в нашем мире

Приоритет научных знаний

Труд – высшая форма человеческой деятельности

Подготовка к труду как цель воспитания

Основные пути создания народной школы

Общее образование как основа формирования личности

Система естественных наук в народной школе

Роль и место родного языка в образовании и обучении

Система грамматики в первоначальном образовании

Особое внимание – чтению сказок

Какой должна быть система получения знаний

Связь знаний и убеждений в юношеском возрасте

Влияние личности учителя

Нравственное развитие как задача воспитания

Воспитание патриотизма в школе

Форма и содержание искусства